Сегодня интернет пестрит кучей подборок интерьеров разного плана. Когда я увидела во всемирной паутине творение художника Шухвостова Степана Михайловича, то очень обрадовалась. Передо мной предстал интерьер Собора Святой Софии Новгородской 1857 год.
Перед нами родная и знакомая великоновгородцам Софиюшка. Для всех остальных Собор Святой Софии (Премудрости Божией), 1045-11050 гг.
Новгородские художники, ну и не только они, любят писать собор в любое время суток и времен года. Ведь она эталон византийской архитектуры на русской земле.
Один мой знакомый художник ласково зовет её Софочкой, когда у него наступает момент вдохновения и он идет писать её в очередной раз, как японский художник Кацусика Хокусай писавший гору Фудзияма, а ж 46 раз.
Шустовская София очень узнаваема, почти повторяет нынешний интерьер, за несколькими исключениями. Он так филигранно прописал полутона, что кажется мы словно подглядываем в 1857 год.
Ещё не отгремело празднество по случаю открытия памятника Тысячелетие Российского государства. И это только предстоит в 1862 году.
Ещё не осуществлена реставрация собора 1893—1900 годов архитектором Владимиром Васильевичем Сусловым. Ещё не разобраны контрфорсы(конструкция предназначена для усиления несущей стены) с южного фасада и не было возвращено храму посводное покрытие (металл либо лемех непосредственно по своду).
Конечно не тот ракурс, но здесь мы видим два моленных места: Царское и епископское. К сожалению утеряна оградка перед иконостасом того периода. Не наблюдаем икону Знамения, хранящаяся в защитном футляре, да не место ей быть там. Она ещё находиться в Знаменском соборе.
Крест с голубком, который сейчас стоит перед иконостасом, ещё украшает величавый золотой купол Софии и никто даже и в уме не помыслит, что эта реликвия пробудет больше 60 лет в Испании.
К сожалению утрачены изображенные елейники(светильники) висевшие перед иконостасом. А так же нет привычных нам кандил (подсвечник перед иконами), куда мы обычно ставим свечи за здравие.
Нижний ряд иконостаса Местный чин украшен серебряными окладами, которые будут сняты в 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей.
Сегодня стены украшают трафаретные настенные росписи выполненные артелью владимирских иконописцев под руководством Николая Михайловича Софонова. В 1900 году «за отлично-усердные труды» по реставрации Древне-Софийского собора в Новгороде своим высочайшим Указом император Николай II наградил Н. М. Софонова почётным званием — Потомственный почётный гражданин.
Конечно можно упомянуть и о фресках XII, но на холсте мы их не видим. Опять же не тот ракурс.
Совершенно по другому выглядят входные двери в храм. Но всё равно Софиюшка в теплом полумраке и сейчас, это неизменно.
Да и куда без прихожан? Как и в те далекие времена человек идёт в храм за верой. Меняются века, одежда, условия быта, но неизменно одно - Вера.
Я всегда захожу в Софию поставить свечку, не потому что это ритуал. София была свидетелем и моих радостей и слез. На верное это у многих новгородцев.
Мне посчастливилось в ней побывать ещё до её последнего открытия 1991 года, спасибо художественной школе в Кремле. Художником я не стала, но память об этом посещении осталось навсегда.
Каждый раз я замечаю в ней изменения. То одно восстановили, то другое. Это мои микро-праздники души. Работа гидом по Великому Новгороду даёт мне возможность не только любоваться этой святыней, но и знакомить гостей нашего города с ней.
Ну и в завершении хотелось бы сказать, что любопытство должно быть любопытным. И как хорошо, что существовали люди, которые нам оставили приветы из прошлого.