Обнаружил этот удивительный факт в 1995 году, когда изучал архивное дело Бронислава Романовича Антилевского. Героем он стал еще в 1940 году, отличившись в финскую войну. В 43-м был сбит и попал в плен. Служил в авиации РОА, а в 45-м пытался пробраться на территорию СССР.
Оба и Антилевский, и Березовский – предали Родину, но после этого все же пытались вернуться домой. И у того, и у другого попытка оказалась неудачной. Таковы гримасы истории…
Долгие годы о власовских «соколах» в нашей стране ничего не знали. Тема была закрытой. Помню, как в середине восьмидесятых годов прошлого века, один из ветеранов военной юстиции чуть ли не шепотом рассказывал мне о двух летчиках, Героях Советского Союза, которые сразу после войны были расстреляны по приговорам военного трибунала за то, что служили у Власова.
Одним из них был капитан С.Т. Бычков, другим – старший лейтенант Б.Р. Антилевский. Оба были сбиты, оказались в плену, где перешли на службу к врагу.
Почему?
После пленения многим военнослужащим Красной Армии пришлось делать нелегкий выбор между жизнью и смертью. Причем, смертью не только от голода и холода, но и от пули, которая могла поджидать их на родине. Они сами признавались в этом на допросах.
О том, что тогда фактически действовала формула – плен равносилен предательству – фронтовики знали хорошо. И это была одна из основных причин, по которой многие военнопленные не вернулись на Родину.
Анализ изученных архивных дел показывает, что для большинства бойцов и командиров, согласившимся сотрудничать с немцами, доминирующим мотивом был страх за свою жизнь и стремление любым путем выжить.
Сегодня известно, что многие летчики, оказавшись в плену, пошли на сотрудничество с немцами, рассчитывая при первом удобном случае переметнуться к своим. (О тех, кому это удалось сделать расскажу в следующих публикациях).
Почему этого не сделали Бычков и Антилевский? Ведь у них, безусловно, такая возможность была. Вероятно, как раз по названным причинам. Вначале их, молодых двадцатипятилетних ребят, подвергли психологической обработке, убеждая, что на родину пути нет, что им уже вынесены заочные приговоры… А потом было поздно.
Впрочем, все это предположения. Установленным же фактом является то, что оба Героя не только согласились сотрудничать, но и стали активными помощниками бывшего полковника В.И. Мальцева, возглавившего у фашистов авиационную группу[1].
В следственно-судебных документах по делу Б.Р. Антилевского указано: «В конце 1943 года добровольно поступил в «Русскую освободительную армию» (РОА), был назначен командиром авиаэскадрильи и занимался перегонкой самолетов с немецких авиазаводов к линии фронта, а также обучал летчиков «РОА» технике пилотирования на немецких истребителях. За указанную службу поощрен двумя медалями, именными часами и присвоением воинского звания «капитан». Кроме того, подписал «воззвание» к советским военнопленным и советским гражданам, в котором возводилась клевета на советскую действительность и руководителей государства. Его портреты, с текстом «воззвания» немцами распространялись как в Германии, так и на оккупированной территории Советского Союза. Также неоднократно выступал по радио и в печати с призывами к советским гражданам вести борьбу против Советской власти и переходить на сторону немецко-фашистских войск»[2]...
Повоевать в полную силу «соколам» генерала Власова не довелось. Известно, что в бой с частями Красной армии бомбардировочная эскадрилья Антилевского вступила только 13 апреля 1945 года, поддержав огнем наступление 1-й дивизии РОА на один из советских плацдармов.
1 августа 1946 года Мальцев был приговорен Военной коллегией к смертной казни и вскоре повешен вместе с Власовым и другими руководителями РОА. С.Т. Бычкова «приберегли» для этого процесса в качестве свидетеля. Вероятно, обещали, что, в случае дачи нужных показаний, сохранят жизнь. Но вскоре, 24 августа того же года, военный трибунал Московского военного округа осудил его к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 4 ноября того же года.
Что касается Б. Р. Антилевского, то некоторые исследователи утверждали, что ему удалось избежать выдачи советским властям, скрывшись в Испании, и что он был осужден к расстрелу заочно. Между тем, материалы уголовного дела в отношении Б.Р. Антилевского не дают оснований для подобного рода утверждений.
Трудно сказать, откуда берет свое начало «испанский след» Б. Антилевского. Возможно, по той причине, что его самолет Fi-156 «Шторх» был подготовлен для вылета в Испанию, а в числе офицеров, плененных американцами, его не оказалось. По материалам же дела, после капитуляции Германии он находился в Чехословакии, где вступил в «лжепартизанский» отряд «Красная искра» и получил документы участника антифашистского движения на имя Березовского. Имея на руках эту справку, он, при попытке пробраться на территорию СССР, был арестован сотрудниками НКВД 12 июня 1945 года[3]. Антилевского-Березовского неоднократно допрашивали, полностью изобличили в измене Родине и 25 июля 1946 года осудили военным трибуналом Московского военного округа по ст. 58-1 п. «б» УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу, с конфискацией лично принадлежащего имущества.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1950 г. Антилевский лишен всех наград и звания Герой Советского Союза.
В 2001 году Главная военная прокуратура по результатам пересмотра дела Б.Р. Антилевского пришла к заключению, что он не подлежит реабилитации.
К сказанному остается лишь добавить, что даже на примерах трагических судеб Бычкова и Антилевского, совершивших геройские подвиги во имя своей Родины, а затем скатившихся до ее предательства, вряд ли уместно давать резкие и однозначные оценки по поводу причин, толкнувших их на сотрудничество с немцами. Еще сложнее это делать в тех случаях, когда следственные органы искусственно подтягивали имевшие место в действительности противоправные поступки попавших в плен людей к контрреволюционной статье 58-1б Уголовного кодекса, а оправдывавшие обвиняемых факты и обстоятельства опускали и замалчивали. Между тем, материалы архивных дел свидетельствуют, что «сотрудничество» с немцами нередко было вынужденным и преследовало цель избежать смерти в лагере и добраться до своих. Об этом в следующих очерках.
Приложение. Архивный документ (с сокращениями)
«У ТВ Е РЖ Д А Ю»
Заместитель начальника 7 управления ГВП помощник Главного военного прокурора полковник юстиции И.И. Тюльпанов
« 21 »июня 2001 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ по делу Антилевского Б.Р.
21 июня 2001 г. Г. Москва
25 июля 1946 года военным трибуналом Московского военного округа на основании ст. 58-1 «б» У К РСФСР осужден к высшей мере наказания - расстрелу, с конфискацией лично принадлежащего имущества
Антилевский Бронислав Романович, родившийся в 1917 году в д. Марковцы Минской области, поляк, бывший командир авиаэскадрильи, старший лейтенант, арестованный по настоящему делу 12 июня 1945 года.
Одновременно военным трибуналом МВО возбуждено ходатайство перед Президиумом Верховного Совета СССР о лишении Антилевского звания Героя Советского Союза и ордена «Красное Знамя», (л.д. 146-447).
Данных о приведении приговора в исполнение в материалах дела не имеется, (л.д. 152).
Антилевский признан виновным в том, что, оказавшись в августе 1943 года в немецком плену, сообщил противнику известные ему сведения о расположении частей своей авиадивизии и марках самолетов, состоящих на вооружении части.
В конце 1943 года добровольно поступил в «Русскую освободительную армию» (РОА), был назначен командиром авиаэскадрильи и занимался перегонкой самолетов с немецких авиазаводов к линии фронта, а также обучал летчиков «РОА» технике пилотирования на немецких истребителях.
За указанную службу поощрен двумя медалями, именными часами и присвоением воинского звания «капитан».
Кроме того, подписал «воззвание» к советским военнопленным и советским гражданам, в котором возводилась клевета на советскую действительность и руководителей государства.
Его портреты, с текстом «воззвания» немцами распространялись как в Германии, так и на оккупированной территории Советского Союза.
Также неоднократно выступал по радио и в печати с призывами к советским гражданам вести борьбу против Советской власти и переходить на сторону немецко-фашистских войск.
После капитуляции Германии пытался пробраться на территорию СССР при помощи фиктивных документов, выданных на имя некого Березовского.
(из приговора л.д. 146-147)
На предварительном следствии и в судебном заседании Антилевский виновным себя признал, заявив, что 28 августа 1943 года его самолет был сбит противником, а его, выбросившегося с парашютом, немцы взяли в плен.
(...)
В апреле 1945 года командовал истребительной эскадрильей «РОА».
Хотя "неоднократно имел возможность перелететь на самолете через линию фронта в тыл Красной Армии, либо в третью страну, не делал этого из-за боязни ответственности за содеянное.
Награждался лично генералом Власовым АА. двумя медалями и наручными часами.
После капитуляции Германии, находясь в Чехословакии, вступил в лжепартизанский отряд, где получил документы участника антифашистского движения на имя Березовского, с помощью которых пытался легализоваться в СССР.
(л.д. 15-18, 19-20, 30-31, 32-34, 37-42, 43-51, 52-58, 61-64, 65-74, 84-87, 88, 96-104, 106-108, 109-112, 142-145)
(...)
У Антилевского изъяты справки, свидетельствующие о том, что некто Березовский Борис является членом партизанского отряда «Красная искра» и участвовал в боях с фашистами.(л.д. 136)
С учетом изложенного следует признать, что Антилевский Бронислав Романович осужден законно и реабилитации не подлежит.
Старший военный прокурор 3 отдела 5 управления надзора ГВП
полковник юстиции А.М. Потемкин
Надзорное производство ГВП №1958-01
[1]Полковник Виктор Иванович Мальцев в 30-е годы занимал пост командующего ВВС Сибирского военного округа. 11 марта 1938 года арестован по обвинению в контрреволюционном преступлении. Через полтора года освобожден из заключения.
[2] Надзорное производство ГВП №1958-01 по делу Б.Р. Антилевского.
[3]Там же.