Карелия. Страна голубых озёр, порожистых речек и ручьев. Близость к загранице очень предраспределяла к усиленному освоению лесных ресурсов. А так же очень удобный водный путь до города Ленинграда по озёрам Онеги и Ладоги. Сейчас мало кто знает весь происходящий процесс в реальности.
Переместимся в 1930 год. Идёт усиленное раскулачивание и раскулаченных очень охотно используют на лесозаготовках. Край в то время не развитый. Нет дорог, нет инфраструктуры. Лес рубят вручную и сплавляют по речкам, озёрам. Позже был создан Беломорско-балтийский комбинат и человеческие ресурсы были просто безграничны в этом деле. Не подумавши можно предположить, что это самый простой способ. Однако это не так. Данный способ не требует высокотехнологичного оборудования, которого в СССР в то время не было. Что же из себя представлял данный процесс в условиях Карелии?
Изначально лес рубили вдоль рек. Основной сплав был весной, пока уровень воды позволял производить сплав. Сплав возобновлялся литом и осенью в случае обильных дождей. Сплав в Карелии вызывал затруднения расположением рек и озёр. По речкам производили молевой сплав (не связанные, не собранные бревна), а по озёрам в кошелях с помощью катеров, лошадей и даже людей. Такое чередование способов на пути доставки леса происходило неоднократно, что отнимало большие человеческие ресурсы. Лес к весеннему сплаву располагали на берегу речек штабелями или прямо на поверхностях льда озёр. После выборки леса у воды, углублялись дальше доставляя лес к воде лошадями, вручную.
В местностях где условия позволяли создавали основные и вспомогательные водохранилища. Туристы неоднократно могут наблюдать в глухой местности на небольшом ручье остатки плотины. Сам же ручей не позволял осуществлять сплав, но как вспомогательный источник воды был необходим. Вдоль всего сплавного тракта требовались рабочие руки. На рейдах были уже свои трудности. Не хватало обвязки, тросов, лебёдок. Поступающий лес шел непрерывным потоком на рейд. Запани неоднократно разрывало сильными ветрами и лес разносило по большим водоёмам, что уже в поздние года создавало опасность для судоходства. В связи с этим много леса тонуло.
Уже после войны началось внедрение доставки леса с помощью узкоколеек, на которых использовали небольшие паровозы. Узкоколейки прокладывали так, чтоб выборка леса осуществлялась на расстоянии до 2 километров от узкоколейки и таким способом пронизывали весь район рубки.
Уже позже стали использовать автомобили по зимникам. В самый расцвет лесопромышленного комплекса, в леспромхозах осуществляли строительство грунтовых дорог.