МАММОНА (Мамон, Маммон), (лат.Мammon)- Маммон от греч."богатство") - арамейский бог богатства и выгоды.Высший иерарх, ему подвластны все деньги мира, фарт, удача, слава, власть.Главный денежный казначей Люцифера. Он низвергнут в Ад последним. . Ходит всегда низко склонив голову. Князь чина искусителей.
Маммона - демон, олицетворяющий власть золота, сребролюбия и стяжательства. В списке демонов смертных грехов Бинсфельда - Маммон олицетворяет алчность. Он первым научил людей разрывать грудь земли, чтобы похищать оттуда сокровища. В "Потерянном Рае" Джон Мильтон изображает Маммона, вечно глядящим под ноги, на мощеную золотом райскую мостовую, вместо того чтобы глядеть вверх на Бога. Когда после небесной войны Маммона высылают в ад, именно он находит под землей драгоценный металл, из которого демоны построили свою столицу - город Пандемониум. В книге Френсиса Баррета "The Magus", Маммон называется князем демонов-искусителей и соблазнителей. Он был представителем дьявольских войск в Англии. Как и многие демоны раньше были божествами разных народов, так и Маммон, был богом богатства и наживы у древних сирийцев, а у христиан со временем стал злым духом.
В Библии Маммон весьма враждебен Богу. Слово "маммон" происходит из наказа Христа в его проповеди: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)" .
****
МАНИЯ (Mania) - богиня Ада у этрусков
****
МАНТУ (Mantus) - бог Ада у этрусков
****
МАРДУК (Marduk) - бог Града Вавилон
****
МАРБАС (Marbas)— бес, который мог наслать и излечить болезнь. Пятый Дух, является Великим Губернатором и сначала появляется как Великий Лев, но по приказу вызывающего, приобретает человеческий облик. Он говорит правду обо всех скрытых вещах или секретах. Он насылает болезни и излечивает их. Он дает большую мудрость и знание в искусствах механики; и может превращать людей в другие существа. Он правит 36 Легионами Духов.
****
МАРУ- бывший ангел Маэль - "Божественный Слуга" - помогал всем остальным ангелам. Военный предводитель демонов - предал Рай, за обещанную Сатаной, власть над демонами.
****
МАСТЕМА ( Мastemah, Mastema) - иудейский синоним Сатаны
****
МАРАКС (Marax) -Двадцать первый дух. Он — Великий Граф и Губернатор. Он появляется в образе огромного быка с лицом человека. Он может сделать людей очень сведущими в астрономии и во всех других свободных науках. Он также может дать хороших друзей и мудрое знание о свойствах трав и камней, которые могут быть драгоценными. Он правит 30 Легионами Духов.
****
МАРХОСИАС (Marchosias)- Тридцать пятый Дух. Он Великий и Могущественный Маркиз, появляется в образе волка (в другом варианте — быка) с крыльями грифона и хвостом змеи, изрыгая из пасти огонь. Но через некоторое время, по команде заклинателя, он принимает человеческую форму, [очень сильный борец, дает правдивые ответы на все вопросы и помогает заклинателю в делах — в редакции Кроули-Мазерса эти слова отсутствуют]. Он принадлежит к Чину Господств. Он властвует над 30 Легионами Духов. Он сказал своему Повелителю, а это был Соломон, что спустя 1200 лет, он надеется вернуться к Седьмому Престолу.
****
МАРШИРУЮЩИЕ ПРИЗРАКИ- появляются в виде толпы людей, производящей много шума;
****
МАЛФАС (Malphas) -Тридцать девятый Дух. Сперва он появляется в обличии ворона, но по требованию заклинателя, принимает облик человека; говорит хриплым голосом. Он Могущественный и Сильный Губернатор. Он может строить здания и высокие башни, и может, по твоему желанию, сообщать мысли и знания врагов, и о том, что они сделали. Он дает хороших друзей. Если ты принесешь ему жертву, он примет ее охотно и любезно, но потом обманет того, кто это делает. Он управляет 40 Легионами Духов.
****
МАЕК ТАУС (Meiek Taus )- йезидский дьявол
****
МЕЛЬХОМ — бес, хранитель сокровищ принцев ада.
****
МЕФИСТОФЕЛЬ ( Mephistopheles Mephistopheies )-(rpeч.) то, кто избегает света. Образ злого духа в мифологии эпохи Возрождения северной Европы. В Библии он не фигурирует. Появилось, имя скорее всего, в эпоху Ренессанса, с этого времени используется как альтернатива пугающим словам «сатана» или «дьявол».Известно несколько вариантов написания имени: Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistopheies, Mephistophilus, Mephistos. Имя Мефистофель, возможно, древнеевр. происхождения — от мефиц — распространяющий (разносящий) и тофель — скверна, грех.
В 1587 году становится известен как литературный персонаж немецкой народной книги «Повесть о докторе Фаусте…», приобретает широкую известность благодаря философской драме «Фауст» И. В. Гёте. Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» довольно чётко охарактеризован. Приведём для примера хотя бы эти строки:
Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла.
Я дух, всегда привыкший отрицать.
Мефистофель отрицает схоластику, то есть оторванное от реальной жизни знание:
Теория, мой друг, суха,
Но зеленеет жизни древо.
Мефистофель может управлять огнём:
Не завладей я областью огня,
Местечка не нашлось бы для меня.
Сам Фауст выразился о своём госте так:
Так вот он в чем, твой труд почтенный!
Не сладив в целом со вселенной,
Ты ей вредишь по мелочам?
Внешний облик Мефистофеля также вырисовывается вполне ясно:
Цивилизация велит идти вперёд;
Теперь прогресс с собой и чёрта двинул.
Про духа северного позабыл народ,
И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул.
Мефистофель отрицает божественное подобие людей, стремится доказать Господу, что от искушений Фауст навсегда останется во власти зла. Он уверенно заключает спор с Господом, совершенно не опасаясь, проиграть его:
Посмотрим. Вот моя рука,
И скоро будем мы в расчете.
Вы торжество мое поймете,
Когда он, ползая в помете,
Жрать будет прах от башмака.
Мефистофель выработал для себя незыблемые истины о мироздании и о людях. Он не способен на постижение «вселенной во весь объём», и не понимает, почему он часть силы, которая творит добро вопреки его воле. Мефистофель разрушал иллюзии Фауста, не осознавая, что именно так он приближал его к истине. Мефистофель в этой трагедии интеллектуал и философ, который знает слабости людей и знает, как играть на них. Он допускает много замечаний в адрес человеческого рода:
Божок вселенной, человек таков,
Каким и был он испокон веков.
Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
Его ты божьей искрой изнутри.
Он эту искру разумом зовет
И с этой искрой скот скотом живет.
У Мефистофеля несколько обличий: среди гуляк он остряк, любящий исполнять весёлые куплеты, для императора он маг и мастер развлечений, а с Фаустом он и философ-наставник, и слуга, и сводник, и телохранитель. С представителями тёмного мира: чертями, духами и ведьмами он также умеет легко находить общий язык. Мефистофель не всесилен, и это можно понять в начале и в конце трагедии: «Я не всеведущ, я лишь искушен», «Подумай, друг: не всё же мне подвластно!». То, что он не смог освободить Маргариту из тюрьмы доказывает то, что ему не подчиняется весь мир.
Мефистофель такой же неординарный, как и Фауст, но они антиподы, ведь Фауст стремится достичь глубин мудрости, Мефистофель уверен, что там ничего нет. Первый жаждет поисков, а второй пресыщен тем, что наблюдает на земле.Мефистофель служил Фаусту 24 года.
Некоторые исследователи считают, что Мефистофель – это второе «Я» Фауста, то есть телесное воплощение его подсознания. Обнажается внутренний конфликт Фауста: остаться одиноким, поглощённым своими проблемами и страстями или отказаться от своих интересов и помогать другим людям. В нём добро сражается со злом. Когда Фауст познал идеал, он сказал: «Мгновенье ты прекрасно, остановись, постой!». А достижение идеала – это смерть. В природе нельзя реализовать идеал, можно лишь стремиться к нему. Душу Фауста уносят ангелы, Мефистофель, который верил в «конечность» жизни оказался посрамлённым.
Облик Мефистофеля обладает достаточно ярко выраженными чертами, благодаря чему даже используются выражения «мефистофелевская внешность», «мефистофелевский профиль», «мефистофелевская бородка», проч. Это резкие угловатые черты, острый нос, скулы, бородка-эспаньолка. В связи с большим количеством популярных оперных постановок на тему Фауста в 19 в., исполнители ролей Мефистофеля в которых гримировались примерно одинаково, этот внешний облик оказался достаточно «на слуху».
Весьма запоминающимся было исполнение Шаляпина. Продавались фотооткрытки с изображениями певцов. Именно оперная подача внешности дьявола отчасти оказала влияние на Булгакова при создании облика Воланда в «Мастере и Маргарите».
В операх партию Мефистофеля, как правило, исполнял низкий мужской голос (бас, баритон). Выражение «мефистофелевский хохот» или «мефистофелевский смешок» образовалось именно благодаря этому — артистическое акцентированное, оперное исполнение заставляли запомнить этот сатанинский смех.
Самая известная ария Мефистофеля — куплеты «Сатана там правит бал/ Люди гибнут за металл» из оперы «Фауст» Шарля
****
МОЛОХ (лат. Moloch, ивр. Мо́лех)-Демон Братства, группа Демона Ваала. Когда-то был божеством, в жертву которому приносили детей, потом стал князем преисподней. Молох упивается слезами матерей. Лицо его обычно вымазано кровью. Связан с орденом мух. В книге Иоганна Вира "De Praestigius Daemonum", назван князем Страны Слез. Изображается с бычьей головой, восседающий на троне. МакГрегор Матерс называл Молоха одним из архидемонов, антисефиротом (злым элементалом).
МОЛОХ - главное божество у западно-семитских народов, являющееся одним из воплощений Бaала, отождествляемое также с такими западно-семитскими богами, как почитаемый в Тире Мелькарт и аммонитянский Мильком (корень mik (“царь”). Используемая в Септуагинте форма «Молох» восходит к еврейскому «Мoлех», намеренно искажающему слово «мeлех» («царь»), что аналогично подстановке слова «бoшет» («мерзость», «срам») вместо «бaал» -"владыка",в израильских именах с теофорным компонентом, таких, как Ишбaал. Первенцев приносили в жертву Молоху, бросая их в огонь. Такого рода ритуальные детоубийства впоследствии были запрещены Моисеевым Законом и карались смертной казнью, однако вплоть до Вавилонского плена (586 до н.э.) они практиковались у евреев, как и у других семитских народов, на что указывают многочисленные места в Ветхом Завете. Так, Соломон в старости воздвиг жертвенник Милькому. Местом ханаанского культа по Библии (Иер. 32:25) и в Эрец-Исраэль был тофет в долине Хинном (“Гай Бен хинном” – “долина Геенна огненная”), около Иерусалима, где сжигали детей в честь Молоха.
Ассирийцы и вавилоняне, завоевав Палестину и Финикию (8—6 вв. до н.э.), запретили там практику детоубийства, но в Карфагене она продолжала существовать вплоть до римского завоевания (2 в. до н.э.).
Ряд учёных отождествляют с Молохом Мелькарта или Яхве. Греки отождествляли Молоха с Кроносом, римляне - с Сатурном.
****
МОЛОХ (Moloch) - финикийский и канаанитский дьявол
****
МОРМО (Mormo- (греч.) - Царь Вампиров, супруг Гекаты
****
МУРМУР (Мурмус, Мурмукс, Мурму), (Murmur, Murmus, Murmux)-Пятьдесят четвертый Дух. Он — Великий Герцог и Граф и появляется в образе воина с герцогской короной на голове, верхом на грифоне. Перед ним идут его министры, трубя в трубы. Его служба состоит в том, чтобы в совершенстве обучать философии, он заставляет души умерших являться перед заклинателем, и если тот прикажет, отвечать на его вопросы. Он частично принадлежал к Чину Престолов, частично — к Ангелам. Теперь он управляет 30 Легионами Духов.
****
МЕТЦТЛИ (Metztli)- богиня ночи у ацтеков
****
МИКТИАН (Mictian)- ацтекский бог смерти
****
МИДГАРД (Midgard)- сын Локи, изображаемый в виде змеи
****
МИЛКОМ (Milcom) - аммонитский дьявол
****
МУЛЦИБЕР — бес, архитектор ада.