Найти в Дзене
КиноКит

Бриллиантовая рука. Как писались полюбившиеся всем песни.

Фильмы Леонида Гайдая безусловно можно считать эталоном советского кинематографа. И история "простого советского человека", разоблачившем банду контрабандистов не стала исключением. Однако мало кто знает, что Гайдай изначально планировал всего пару песен для фильма. 1. Помоги мне Первую из них "Вулкан страстей" (больше известную, как "Помоги мне") позвали исполнять популярную Аиду Ведищеву. Любимая в народе ( особенно после "Песне о медведях") она успешно ездила с гастролями по всему Советскому Союзу. Но запись этой композиции стала для певицы неожиданностью. Вернувшись поздно вечером с гастролей по Дальнему Востоку, в ее квартире тут же раздался телефонный звонок c просьбой приехать для записи новой песни. Аида Ведищева: И вот поздно ночью я нахожусь в киностудии "Мосфильм". Помню, огромный красный ковер посреди студии. А на нем сидят Леонид Гайдай, Юрий Никулин, Андрей Миронов, с бутылочкой водки меж ними. Увидев меня, тут же предложили присоединиться. Я тогда у них и спрашиваю: "Вы
Оглавление

Фильмы Леонида Гайдая безусловно можно считать эталоном советского кинематографа. И история "простого советского человека", разоблачившем банду контрабандистов не стала исключением. Однако мало кто знает, что Гайдай изначально планировал всего пару песен для фильма.

1. Помоги мне

Первую из них "Вулкан страстей" (больше известную, как "Помоги мне") позвали исполнять популярную Аиду Ведищеву. Любимая в народе ( особенно после "Песне о медведях") она успешно ездила с гастролями по всему Советскому Союзу. Но запись этой композиции стала для певицы неожиданностью. Вернувшись поздно вечером с гастролей по Дальнему Востоку, в ее квартире тут же раздался телефонный звонок c просьбой приехать для записи новой песни.

Аида Ведищева:
И вот поздно ночью я нахожусь в киностудии "Мосфильм". Помню, огромный красный ковер посреди студии. А на нем сидят Леонид Гайдай, Юрий Никулин, Андрей Миронов, с бутылочкой водки меж ними.
Увидев меня, тут же предложили присоединиться. Я тогда у них и спрашиваю: "Вы меня зачем позвали? Пить или петь?"
Подействовало мгновенно и к пяти утра все было уже готово. Даже несмотря на сомнения Гайдая, что мне удастся исполнить "Помоги мне". В "Кавказкой пленнице" ему понравилась мягкость и лиричность моего голоса, но тут нужен был жар и пламя, настоящий огонь соблазнительницы.
Зацепину удалось настоять, чтобы пела именно я. Записать удалось с первого раза. Всего один дубль, а песня звучит до сих пор.

2. Советский человек ставший зайцем

-2

Вторая композиция из "Бриллиантовой руки" предназначалась герою Никулина. И с мелодией для этой песни возникли непредвиденные проблемы. Зацепин никак не мог написать припев. Дошло даже до того, что на очередной планерке он решил признать свое поражение и открыто заявить, что не может справиться. К счастью, перед самым выходом он решил побриться и в жужжании электробритвы, ему удалось расслышать этот самый недостающий куплет. Тут же записав его он с гордостью вручил его на утренней планерке.

Музыка была одобрена и отправлена Леониду Дербеневу с наказом написать "Песню простого советского человека". Так из-под пера поэта родились строчки:

Пусть я пороха не выдумал...
Пусть Америки не открыл вовек...
...но я простой советский человек

Зацепин крайне неодобрительно отнеся к этой казенной теме и заявил, что отдавать хорошую мелодию, под такие стихи ему просто жалко. Композитор поставил ультиматум: либо новые стихи под песню, либо новая музыка под них. Немного подумав Гайдай согласился на написание нового текста. Вот только теперь Дербенев наотрез отказывался менять текст. Пришлось Зацепину самому идти к приятелю и уговаривать его. Из всех перечисленных композитором причин, только одна смогла уговорить поэта. Дербеневу нравилось, что его песни выходят в народ и поются от мала, до велика. Это и использовал Зацепин, пренебрежительно бросив, что первоначальный текст не будут петь даже бабульки на лавочке.

Призадумавшись поэт согласился и переделал текст песни. Так на свет появилась замечательная композиция про зайцев, косящих ночью трын-траву.

3. Везучий случай

-3

А вот "Остров Невезения" с его несчастными жителей появился в Бриллиантовой руке благодаря случаю. Как-то Дербенев показал Зацепину шуточные стихи на это тему. Композитор так загорелся этой идеей, что написал под них мелодию, а потом во всю уговаривал Гайдая добавить ее в фильм.

Режиссер отнекивался. Мол и рад, вот только куда?

"Давай в сцену на параходе." - не унимался Зацепин. - "Там Никулин с Мироновым все равно болтают ни о чем."

Гайдай согласился и отдал "Остров Невезения" жулику Козодоеву. Актер блестяще справился, превратив и без того замечательную песню в настоящее сценическое представление с кривляньями, танцами и своим знаменитым: Па-ба-ду, па-ба-ду, оу, йес, биччел!

4. Смекалка на белой скале

-4

Еще один интересный случай произошел с музыкой в сцене на Белой скале. Гайдаю была нужна неторопливая, расслабляющая мелодия для этого эпизода. Зацепин с легкостью справился с этой просьбой, но на предварительном показе худсовет постановил, что эпизод чересчур долог и потребовал уменьшить его раза в два.

Вот только он был настолько удачно смонтирован, что Зацепин с Гайдаем решили слукавить и вместо сокращения, композитор просто ускорил музыку. Удивительно, но это сработало и на следующем собрании, сцена была одобрена, хотя в ней на месте остались все кадры.

Если вам понравилась данная статья ставьте лайк, подписывайтесь на канал :)
Приятного времени суток и смотрите хорошее кино :)