К знаменитой французской гадалке Марии Ленорман пришли якобинцы Марат, Робеспьер и Сен – Жюст.
- Какое будущее нас ждет? Небось, великое!?
- Тоже мне, бином Ньютона, - фыркает гадалка. Тебе и тебе головы отрубят.
И ткнула во всех, кроме Марата. Тот с облегчением выдыхает, а Ленорман добавляет: - Тебя зарежут!
Имя Жан Поля Марата связано с Великой французской революцией – он был одним из вождей якобинцев, литератором и журналистом. Его яркая личность мало кого оставляла равнодушным: одни считали этого человека героем и мучеником за свободу, другие – карателем, призывавшим беспощадно отправлять на гильотину врагов революции…
«Еще год назад пять или шесть сотен отрубленных голов сделали бы вас свободными и счастливыми. Сегодня придется обезглавить десять тысяч человек» - и эти слова принадлежали врачу, представителю самой гуманной профессии…
Вперед, к славе!
Утром 24 мая 1743 года в благодатной Швейцарии, в маленьком городке Будри, в семье врача Жана Батиста Марата родился мальчик. Младенец был такой слабый, что никто не верил, что он выживет. Но молоко кормилицы из альпийской деревне сотворило чудо: мальчик окреп и стал набирать вес. При крещении ему дали имя Жан Поль.
К своей цели он шел настойчиво: учился с необычайным упорством, с отличием закончил школу в родном городе , а затем колледж в Невшателе. Юноша легко овладел итальянским, английским, немецким, испанским и голландским языками. В 16 лет, потеряв родителей, без денег и связей он отправился покорять Европу!
Европа
В Англии Марат прожил 11 лет и добился успеха, но это ему было мало. Предвидя важные для Франции события, Марат в 1776 году вернулся в Париж, где получил место врача в гвардейском корпусе принца Конде. Ему приходилось лечить солдат – в основном от венерических болезней.
Друг народа
И вот грянула революция. Для Марата это оказался прямой путь к славе. Он забросил прежние увлечения и стал глашатаем парижской толпы, провозгласившим себя ни больше, ни меньше «другом народа».
Репутация несгибаемого борца за революцию обеспечили Марату место в Конвенте. Он выделялся даже среди оголтелых радикалов своим неистовым темпераментом и внешним видом – он ходил в расстёгнутой рубахе, повязав голову платком.
Лидер якобинцев
В июне 1793 года по требованию разгневанных парижан депутаты Конвента исключили из него жирондистов. Власть на некоторое время перешла к якобинцам, а точнее, к трем их лидерам – Дантоу, Марату и Робесьпьеру.
Смерть Марата
После триумфальной победы над жирондистами Марат сильно ослабел здоровьем. Его поразил тяжелый кожный недуг. Лекарства не помогали, и, чтобы хоть как – то ослабить свои страдания, журналист постоянно принимал ванны. В таком положении он не только писал, но даже принимал посетителей.
Именно в таких обстоятельствах 13 июля 1793 года к Марату пришла Шарлотта Корде. К несчастью своей жертвы, она была яростной сторонницей жирондистов. Женщина заколола беспомощного и ослабленного революционера. Ванну, где был убит Жан Поль Марат, изобразил на своей знаменитой картине Жак Луи Давид (его полотно «Смерть Марата» стало одним из известных произведений искусства, посвященной той бурной эпохе).
Сначала тело Марата похоронили в Пантеоне. После очередной смены власти в 1795 году его перенесли на обычное кладбище.