Продолжим тему побега мужчин из семейных тенет на свободу. Рыбалка и футбол – отдельная тема. Сегодня поговорим о командировке и о кино.
Командировка – это новая маленькая жизнь. Сел в поезд, добрался до вагона-ресторана и все – под стук колес ты уносишься в другое измерение. День отъезда - день приезда, бритва «Спутник», кипятильник, гостиничный номер с относительными удобствами в провинциальном городке и неясная надежда на встречу. «Дыша духами и туманами…» Дело - днем, днем ты инженер, наладчик, снабженец, а вечером – тоска Адама, первозданная пустота кругом и ты – как первый человек в Раю. Были и водевильные приключения, но были и драмы, и даже со счастливым концом.
В советском кинематографе про командировочных снято немало. Но есть два замечательных и совсем забытых фильма на эту тему. «Дождь в чужом городе» (дуэт Геннадия Фролова и Людмилы Зайцевой) и «Путешествие в другой город» (дуэт Кирилла Лаврова и Ирины Купченко).
Чисто мужское кино для мужского зрителя в советские времена почти не снимали. Я, напрягая память, вспомнил только два фильма – «Парад планет» и «Старый Новый год».
Обе картины в очень разных жанрах отражают нарастающий развал традиционного общества (а советское общество таковым и было) и потерю мужчиной своих ведущих социальных ролей. И там и там главные герои совершают побег из привычного мира городских квартир, где правит женщина, на волю. В одном случае в баню (комедийная ситуация), в другом - сначала на военные сборы, а потом в некое фантастическое пространство, где сбываются грезы затюканного бытом мужика о первобытных страстях и свободе.
И интеллигент, и рабочий в «Старом Новом годе» переживают одинаковый кризис. Они теряют опору и в своем никому не нужном деле, и дома, где не находят понимания и поддержки. Мужская компания собирается в бане. Смыв с себя старые заблуждения, они решают начать новую жизнь, за которую не будет стыдно. Сбудется ли?
Мудрый старик Адамыч напоследок напутствует их: «Хороший вы народ, мужики. Только облика своего не теряйте!»
К этому и прибавить нечего.