Найти тему
Красраб

А в памяти - рыбалка на эвенкийской Тембенчи

В середине июня 1987 года геофизики Эвенкии пригласили меня в гости. За три дня командировки я набрал здесь столько интересных фактов, что их затем хватило на несколько публикаций в "Красноярском рабочем".

Можно было лететь домой, но меня остановил редактор окружной газеты "Советская Эвенкия" Эдуард Иванов.

- Завтра, в субботу, 20 июня, открывается сезон рыболовства на наших реках, хочешь, поплывём за хариусами вместе? - предложил он.

Я сам вырос на берегу реки Кан, рыбачу с детства, поэтому согласился без колебаний. Утром Эдуард зашёл ко мне в гостиницу, и мы вместе отправились на берег Подкаменной Тунгуски, называемую ещё Угрюм-рекой. Здесь стояло много дощатых сарайчиков, один из которых принадлежал моему коллеге.

Эдуард вытащил лодочный 30-сильный мотор "Вихрь" и бак под бензин. Мы погрузили всё в "Казанку", и я подумал, что сейчас же отправимся в дальний путь по реке. Но не тут-то было! Пришлось закатить в лодку и поставить на-попа 200-литровую бочку с горючим.

Скажу честно, я немного удивился такой запасливости редактора, но промолчал. И правильно сделал. Наше дальнейшее путешествие показало, что в такой глуши запас бензина лишним не бывает.

Проплыли, наверное, километра два, как по левому берегу показался домик "Рыбоохраны". Мой капитан махнул кому-то рукой, и мы без задержек помчались дальше. "Казанка" у Эдуарда была оборудована рулём спереди, поэтому мы сидели на переднем сиденье бок о бок, видимость была отличная, и я без отрыва любовался местными красотами.

Если откровенно, то особых красот и не наблюдалось. Вдали виднелись блюдца многочисленных озёр да чахлые рощицы тонких лиственниц. Но всё равно, когда проезжаешь мимо этих мест впервые, положительных эмоций получаешь через край.

-2

Водное путешествие продолжалось несколько часов, мы несколько раз подливали в бак бензина, а конца пути не было видно. Наконец впереди, с левой стороны, показался крупный приток со странным названием Тембенчи. Эдуард, не снижая скорости, свернул в него, и мы поехали дальше.

Чтобы не терять время на обед, наспех перекусили сухим пайком. И лишь ближе к вечеру мой капитан резко свернул вправо и причалил лодку к левому берегу реки.

- Здесь сделаем бивак, - пояснил Эдуард, и мы стали вытаскивать вещи на пологий берег, а заодно - и заметно облегчённую бочку с горючим.

Пока я ставил палатку и разжигал костёр из собранного поблизости валежника, мой коллега быстро снарядил удочку и пошёл ловить рыбу на ужин. Вскоре вернулся, неся на кукане штук пять крупных хариусов.

Уху Эдуард Геннадьевич готовил сам. Она получилась настолько вкусной, что язык можно было проглотить. Уже и не помню, было ли к ухе спиртное. Скорее всего, выпили немного, но поговорили от души. Для коллеги эти места родные, и он очень много готов был о них рассказать.

-3

А про спиртное разговор особый. Я сам жил на реке и отлично знаю, что вода не любит пьяных. У нас недалеко от Казачки находятся знаменитые Комаровские пороги. Каменная гряда здесь с правого берега почти вплотную подходит к левобережью, и в этой теснине течение просто бешенное, а волны - как в четырёхбальный шторм.

Трезвые лодочники стараются протащить в этом месте лодку вдоль правого берега, а кто под градусом, тот прёт напрямую. Чуть промахивается на быстряке, и волна мгновенно переворачивает лодку. Хорошо, если это происходит летом, а если весной, когда вода в реке ледяная? Тогда далеко не каждому удаётся добраться вплавь до спасительного берега, и позже трупы находят у плотины Зеленогорской ГРЭС.

К счастью, на Подкаменной Тунгуске и Тембенчи нет таких порогов, разве что перекаты попадаются на пути, но всё равно много водки лучше не брать в путешествие. Разве что чуть-чуть - для сугрева и аппетита.

Но я отвлёкся от темы. Утром мы встали рано, когда первые лучи летнего солнца только слегка стали освещать верхушки лиственниц. Быстро позавтракали остатками вчерашней ухи. Эдуард долил бензина в бак, мы пошли вверх по течению. А всё имущество и бензин оставили на берегу.

Я, было, усомнился, а не позарится ли кто на наше "богатство"? Но Эдуард заявил:

-4

- Виктор, ты же бывалый таёжник, даже на медведя хаживал, поэтому должен знать суровый закон тайги: "Не тронь чужого, а иначе худо будет". Здесь, в тундре, он соблюдается очень чётко, поэтому никто даже не пытается трогать чужое.

Часа через два водного пути коллега высадил меня на правый берег реки и вручил удочку с обманкой на крючке. Она была сделана удивительно просто: немного красного пера с петушиной шеи обвязано чёрной ниткой и... всё. Я даже, грешным делом, усомнился, что на такую снасть можно что-нибудь путное поймать. Но Эдуард успокоил: дескать, будешь с рыбой, и вручил мне при этом объёмную сумку. После чего отчалил на противоположный берег.

Мне много раз приходилось ловить хариуса на червяка или кузнечика. Поэтому я знал, что эта хищная рыба стоит на перекатах, любит стремительное течение. Вскоре я нашёл вроде бы подходящее место и закинул туда обманку. Не прошло и секунды, как резкий удар чуть не выдернул из рук удочку, а вскоре в моих руках трепыхался крупный черноспинный хариус. Потом второй, третий...

Ближе к обеду моя сумка была полна рыбы. С берега я видел, что и у коллеги клёв тоже замечательный. Пора было направляться к нашему биваку. Эдуард подплыл ко мне, и мы отправились вниз по течению.

Мощный "Вихрь" нёс нас по реке. Но вдруг мотор чихнул пару раз и заглох. Этого нам только не хватало! Если поломка серьёзная, самосплавом придётся плыть до Туры несколько суток. Так меня на работе и дома потеряют. В общем, было о чём задуматься.

Эдуард между тем старался обнаружить поломку, но "Вихрь" продолжал упорно молчать. Тогда капитан решил проверить бак с бензином. Он оказался... пустым, настолько прожорливым оказался 30-сильный движок.

Делать нечего, пришлось сплавляться к месту стоянки по течению. И хотя Тембенчи на вид река быстрая, после стремительной езды на моторе нам казалось, что почти стоим на месте.

Мой товарищ устал терпеть такую муку и попытался установить бачок так, чтобы остатки горючего засосало в двигатель. Получилось. После второй попытки "Вихрь" опять взревел, и мы понеслись к биваку.

Уже показался поворот, за которым стояла наша палатка, как мотор опять заглох - на этот раз окончательно. Мы взялись за вёсла и через полчаса были на месте.

-5

После сытного обеда почистили пойманную рыбу, посолили её в двух эмалированных вёдрах. До краёв не хватало чуть-чуть, но Эдуард успокоил: мол, завтра поплывём потихоньку домой и по пути доловим до верха. Так и сделали, когда плыли по Тембенчи.

На Угрюм-реке течение было поспокойнее, и я попросил Эдуарда порулить. Он без слов согласился доверить мне управление лодкой. Так я и вёл наш "корабль" почти до самого домика "Рыбоохраны". Было очень здорово чувствовать себя заправским рулевым и капитаном судна в одном лице.

Утром следующего дня товарищ помог мне сесть в самолёт с ведром солёных хариусов. На прощание мы обнялись. Я тогда не мог даже представить, что с этим хорошим человеком и редактором вижусь в последний раз. Через пять лет Эдуарда Геннадьевича Иванова не стало. Но не будем о грустном, ведь у каждого своя судьба.

С рыбой я приехал в редакцию, чтобы отчитаться о командировке в Эвенкию. Как положено, угостил редактора Леопольда Михайловича Балашова и его заместителя Григория Юрьевича Симкина. Не остались обиженными и другие журналисты. В общем, домой привёз ведро, в котором на донышке сиротливо лежали несколько хариусов.

Но разве дело в рыбе? До сих пор с радостью и грустью вспоминаю ту северную рыбалку, эвенкийскую тундру, длинные разговоры с Эдуардом Ивановым у костра.

Виктор РЕШЕТЕНЬ.

Красноярск.

Подписывайтесь на канал "Красноярский рабочий", ставьте лайки, если материал понравился, делитесь своими размышлениями и пожеланиями в комментариях! Ещё больше новостей - на сибирском новостном портале www.krasrab.ru . Подписывайтесь на "КР" в отделениях связи по всей стране или через онлайн-сервис "Почты России".