Найти тему

Об этом подвиге, спасшем тысячи и тысячи жизней, молчали десятки лет.

Источник : "Коридор бессмертия"
Источник : "Коридор бессмертия"

Вы слышали о "Дороге Победы"?
Этой дороги не было на картах СССР. Ее никогда не упоминали в сводках Совинформбюро и сообщениях фронтовых корреспондентов. Ее было запрещено фотографировать и снимать на кинопленку.

Решение о строительстве секретной 33-километровой железнодорожной магистрали Шлиссельбург - Поляны было принято сразу после прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года. Строительство осложнял тот факт, что местность, где должна была проходить новая ветка – бывшие синявские торфоразработки – была болотистой и абсолютно неприспособленной для железной дороги.
Примерно пять тысяч человек, в большинстве своем женщины, в суровые январские морозы построили дорогу всего за 17 дней.

Источник : "Коридор бессмертия"
Источник : "Коридор бессмертия"

Для обслуживания построенной железнодорожной ветки не хватало состава и машинистов. В срочном порядке из выпускниц железнодорожных училищ была сформирована 48-я паровозная колонна особого резерва Народного комиссариата путей сообщения. Опытных машинистов собирали по всем фронтам и доставляли в окруженный Ленинград самолетами.

Источник : "Коридор бессмертия"
Источник : "Коридор бессмертия"

Уже через две недели после окончания стройки шлиссельбургской трассы хлебный паек ленинградцев сравнялся с московским. Один эшелон заменял тысячу грузовиков–«полуторок», работавших на ладожской "Дороге жизни". По "Дороге Победы" в осаждённый Ленинград было доставлено три четверти военного снаряжения и продовольствия, что и сыграло решающую роль в снятии блокады города в 1944 году.

"Дорогу Победы" сами железнодорожники 48-ой паровозной бригады особого резерва НКПС назвали "коридором смерти"— из 600 человек здесь погиб каждый третий. Сколько еще были убиты и ранены при строительстве, обороне и восстановлении железной дороги неизвестно. Немцы, стоящие на Синявинских высотах, стреляли по поездам с расстояния 4-8 километров из пристрелянных по квадратам орудий и минометов.

В воскресенье вечером на Первом канале в канун 76-летия снятия блокады Ленинграда состоится телевизионная премьера фильма "Коридор бессмертия".

-4

У этого фильма очень непростая судьба, в чем том создание этого фильма можно тоже назвать подвигом, в данном случае подвигом кинематографическим.

Идея снять фильм о судьбах вчерашних школьниц, переживших блокадную зиму 1941-1942 годов и попавших в 48-ю паровозную бригаду, о машинистах, отозванных с фронтов началась с сотрудничества режиссера Федора Попова и писателя Дмитрия Каралиса в 2009 году. Важную помощь оказал создателям картины Даниил Гранин. Писатель-фронтовик, автор «Блокадной книги», почетный гражданин Санкт-Петербурга выступил литературным консультантом картины, побывал на съемках, но готовый фильм увидеть, к сожалению, не успел.

Бесснежные зимы, 16-часовые смены и сложнейшие инженерные задачи оказались не единственными препятствиями для создателей фильма. У банка, где хранились деньги выделенные Министерством культуры на создание фильма, отозвали лицензию, и счета были заморожены. Кстати, средства вернуть так и не удалось. Несмотря на это, было принято решение продолжать съемки. Деньги собирали самыми разными способами. Организаторам пришлось искать финансовой помощи у различных общественных организаций и просто неравнодушных людей. К счастью, мир оказался не без добрых людей. Кроме того, многие участники массовых сцен, в том числе и дети, снимались в фильме абсолютно бесплатно.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

В декабре 2015 года съемки проходили в Санкт-Петербурге, в январе 2016 - в Новгородской области на берегу озера Ильмень, где был воссоздан процесс масштабного строительства железнодорожного моста через реку Неву. Далее съемки картины проходили и под Лугой, на учебном железнодорожном полигоне Военной академии материально-технического обеспечения МО Российской Федерации.

Финальный блок съемок проходил в 2017 году в подмосковной Щербинке на экспериментальной кольцевой железной дороге ВНИИЖТ и павильонах Мосфильма. Мне посчастливилось присутствовать на них. Хотите заглянуть на съемочную площадку?

В Щербинку со станции "Подмосковная" своим ходом прибыл настоящий паровоз серии Эу - легенда отечественного паровозостроения.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Паровоз в кадре двигаться не будет, поэтому "разводить пары" - дело совсем необязательное. Их вполне заменяют дыммашины и дымовые шашки.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

На площадке - середина марта, а в кадре должна быть суровая зима. "Заморозить" вагоны можно облив их водой и засыпав искусственным снегом.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Режиссер фильма, соавтор сценария, Федор Попов.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Оператор Игорь Гринякин - лауреат премий "Золотой орёл" и "ТЭФИ". За его плечами работа над такими фильмами как "Адмиралъ" и "Высоцкий. Спасибо, что живой".

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Жора-Полундра - актер Артем Алексеев. У персонажа Артема Алексеева - реально существовавший прототип, политрук-начальник поезда Георгий Федоров.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

"Тишина на площадке! Камера! Мотор! Начали!" Снимается сцена у паровоза.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Массовка ждет своей очереди войти в кадр.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

"Тишина на площадке! Камера! Мотор! Начали!" И тут, о чудо! На площадке начинается сильная метель.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Чудо, понятно, рукотворное. Двое рабочих площадки усиленно сыпят искусственный снег на вентилятор.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

На следующий день съемки перемещаются в депо Щербинки.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

В ней участвует испанский актер Хавьер Кальво, исполняющий роль испанского юноши-эмигранта Родригеса.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Съемки проходят внутри паровозной будки. Снаружи установлен зеленый фон - хромакей. На постпродакшене его заменят на нужный фон.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Внутри будки очень тесно, кроме нескольких актеров в ней находятся оператор с ассистентом, звукооператор и еще несколько членов съемочной группы. Как они там работают - уму непостижимо!

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

"Побольше дыма в кадр!"

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Режиссер Федор Попов наблюдает за происходящим в кадре на мониторе.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

А теперь "Мосфильм". На дворе уже июнь месяц и создать зиму задача нетривиальная.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Последние штрихи от гримеров. Уже знакомый нам Жора-Полундра.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Багдадский - актер Александр Яценко.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

"Тишина на площадке! Камера! Мотор! Начали!" И в кадре настоящая зима!

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Сцена снята, можно возвращаться в павильон.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

В 11 павильоне киностудии Мосфильм для съемок были построены декорации вагонов - теплушки и пассажирского вагона.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Возможно, это окно и не попадет в кадр, но не нем все равно нанесен искусственный иней, ведь за стеклом - зима 1943 года.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Будет сниматься сцена с детьми, эвакуированными из осажденного Ленинграда. Режиссер Федор Попов дает последние указания юным актерам.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

В кадре Дарья Екамасова - Клавдия Ивановна Черёмуха. Для того, чтобы все выглядело более естественным, декорацию вагона приходилось снаружи раскачивать вручную.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

И вот прозвучала заветная фраза "Стоп! Снято! Всем спасибо!"

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Можно сделать фото на память и поздравить друг друга. Актер Артем Алексеев - Георгий Федоров - Жора-Полундра, актриса Дарья Екамасова - Черемуха, актер Александр Яценко - Багдадский, актриса Светлана Смирнова - Соня Вишневская, актриса Анастасия Цибизова - Маша Яблочкина.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

Но работа над фильмом на этом отнюдь не заканчивается. Наступает следующая немаловажная часть - монтажно-тонировочный период. Сюда входят работы по компьютерной графике (какой же современный, а уж тем более, военно-исторический фильм без нее), написанию музыки, монтажу изображения, перезаписи, и еще много другого, о чем неискушенный в кинопроизводстве человек даже не догадывается.

Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров
Фото: фотограф Сергей Захаров

В окончательном варианте фильм был готов в начале 2019 года. Десять долгих лет прошли создатели фильма от задумки фильма до выхода в прокат в мае 2019 года.

Я надеюсь, в воскресенье вечером на Первом вы обязательно захотите узнать о доселе неизвестном подвиге защитников блокадного Ленинграда.