Основой современного реактивного самолета ямяется газотурбинный двигатель, впервые предЛоженный в 1921 году французским изобретателем Гийомом. Однако до начала Второй мировой войны областью применения газовой турбины в авиации был турбонагнетатель. Этот агрегат, состоявший из центробежного нагнетателя, который приводился в действие турбиной, раскручивавшейся выхлопными газами поршневого мотора, при полетах на большой высоте нагнетал во всасывающие патрубки двигателя воздух с nовышенным давлением, увеличивая тем самым его мощность.
Были nоnьггки также создания nаротурбинных авиационных силовых установок, но ни одного летного образца так не nостроили. Хотя, в 1938 году в Ленинграде на Кировеком заводе nристуnили к стендовым исnытаниям паротурбинной установки ПТ-1 и готовили самолет ТБ-3 для летных исnытаний конденсаторов. Причиной тому, вероятно, стали трудности, связанные с созданием легкого котла с высоким давлением пара.
Хотя nринцилы работы газовой турбины были давно известны, а специалисты комnании <<Броун-Бовери•> даже реализовали их в стационарной установке, создать nервую авиационную установку, действующую на этом nринциnе, удалось лишь в конце 1930-х годов. Первый же экспериментальный реактивный самолет He.l78 взлетел в Германии 27 августа 1939 года.
Совершенно независимо от него в комnании «Глостер•> (Великобритания) был создан самолет Е28/39 с реактивной силовой установкой, а его первый полет состоялся 15 мая 1941 года. Третий самолет с газотурбинным двигателем, заnатентованным Франком Уиттлом, взлетел в США. Произошло это 2 октября 1942 года.
До войны к работе над газотурбинным двигателем в Советском Союзе nристуnил Архил Люлька, но от первых замыслов по создания nервого летного образца nрошло свыше семи лет. Первым же боевым самолетом стал Ме.262. Под руководством Вилли Мессершмитта бьш создан и другой не менее вьщающийся летательный аппарат- ракетный nерехватчик Me.L63. Они не бьши конкурентами, а лищь дополняли друг друта.
Один нз опытных зкземпляров Ме.262А (Заводской lh 130 167} на азродроме испытательного центра в Рехлнне
Единственным соnерником Ме.262 бьш однодвигательный <<Народный истребитель•> He.l62, но ему так и довелось встретиться в небе войны с противником. Что касается истребителя Не.280, то их nостроили лишь в восьми оnытных экземnлярах.
Заслуга Германии в создании реактивной техники исключительно велика, nоскольку именно благодаря работам немецких конструкторов нашей стране удалось быстро наверстать уnущенное, создав nервые образцы реактивных двигателей и боевых самолетов с ними, а также баллистических ракет дальнего действия.
Безусловно, Ме.262 бьш далек от совершенства, но уже к середине 1940-х годов стали видны nерсnективы совершенствования этого самолета , по nути дальнейшего развития, и в nервую очередь, двигателестроения и аэродинамики, nозволивших вскоре nреодолеть звуковой и теnловой «барьеры».
Создание Ме.262 дало огромный толчок электро- и радиотехнической nромышленности, появлению новых вилов конструкционных материалов и авиационного вооружения, поскольку плодами немецких фирм восnользовался не только Советский Союз, но и страны nобедительницы: Великобритания, США и Франция, которым тоже было чему учиться.