Как уже неоднократно говорилось, не существует единственно правильной проводки, что называется, на все случаи жизни, но есть базовые приемы, на основании которых каждый рыболов строит свою индивидуальную игру. Базовые проводки – это всего лишь набор движений, из которых складывается характерная игра приманкой.
Но, с другой стороны, овладев основными приёмами, можно неплохо ловить, а с течением времени и наработкой опыта вырабатывать свой почерк, комбинируя между собой классические проводки и привнося в них что-то новое.
Ступенчатая проводка - одна из самых распространенных проводок, одинаково хорошо подходящая для ловли всех видов рыб. Смысл её заключается в том, чтобы равномерными поступательными движениями поднимать мормышку вверх, при этом высота виртуальных ступенек составляет от нескольких миллиметров до пары-тройки сантиметров, в зависимости от длины и упругости применяемого кивка, размера мормышки, а также вида рыбы, которую собираемся ловить. У этого вида проводки есть множество вариантов, так или иначе влияющие на движения приманки. Так, если кивок, что называется, «правильный», каждый шаг мормышки можно сопровождать небольшой паузой, с четкой остановкой на каждой ступеньке. Пауза должна быть совсем короткой, просто обозначающей ту самую ступеньку.
«Пила» – это та самая проводка, по которой безошибочно узнают «чертятников», то есть рыболовов, ловящих на «чёртика». Эта проводка сильно напоминает ступенчатую, только ступени воображаемой лестницы расположены горизонтально. Игра приманкой представляет собой медленный подъём или опускание с возвратно-поступательными движениями «от себя – к себе», их частота, амплитуда и скорость подъёма варьируются в широких пределах. Удочку при такой проводке удобнее держать карандашным или так называемым «обратным» хватом, то есть так, как мы удерживали бы мелок, ставя точки на воображаемой школьной доске. Кстати, при таком положении удильника рука практически не устаёт, колебания приманки получаются очень стабильные и естественные, что чрезвычайно нравится лещу.
Тряска – размашистые движения вверх-вниз с большой амплитудой, при этом горизонт ловли, как правило, придонный. Эта проводка создаёт сильные колебания в воде, привлекая рыбу с дальних рубежей и заставляя подойти поближе к возмутителю спокойствия. Не раз замечал, что при полном бесклёвье такая беспардонная игра способна расшевелить сонную рыбу и спровоцировать хватку. Но злоупотреблять тряской всё же не следует.
Дриблинг – разновидность той же тряски, только более упорядоченная и строгая. Выполняется с довольно высокой частотой и монотонностью, чаще всего в непосредственной близости от дна и практически на одном месте. Но если тряска применяется для разогрева и только в комбинации с другими видами проводок, то дриблинг вполне самодостаточен.
Равномерный подъём – здесь главная сложность плавно оторвать приманку от дна и не допустить паразитных колебаний кивка в этот момент. Делается это очень осторожно, таким образом, чтобы скорость отрыва мормышки от дна была точно такой же, как и последующий подъём. В принципе, этого можно и не добиваться – поклевки все равно будут, но именно при плавном отрыве мормышка ведет себя в воде более естественно.
Опускание – часто поклёвки происходят при медленном опускании мормышки на дно. Этот приём требует аккуратности и не терпит спешки, именно с опускания лучше всего начинать облавливать новую лунку. Для рыбы приманка, медленно опускающаяся ко дну с поверхности, выглядит наиболее естественно. Часто хватка происходит в средних слоях и выглядит, как зависание мормышки, ложное дно. Подсечка при этом должна следовать незамедлительно.
Дрожь – выполняется при равномерном подъёме или опускании мормышки, при этом по хлыстику производится ритмичное постукивание пальцем, с частотой один-два удара в секунду. Иногда – реже или чаще. Главное, чтобы ритм ударов не менялся хаотично. При этом мормышка как бы испуганно вздрагивает, что порой безотказно действует на рыбу.
Маятниковая проводка – со стороны эта проводка выглядит, как размешивание сахара в стакане с чаем, только в качестве ложки – удильник, опущенный хлыстиком вниз и удерживаемый карандашным хватом. Движения при этом медленные и размеренные.
Есть и второй вариант маятниковой проводки – когда удильник просто покачивается, как маятник у настенных часов в таком же вертикальном положении.
Колебания кивка в этом случае будут строго в горизонтальной плоскости, правда, негативным моментом такой проводки является то, что в таком режиме очень трудно заметить поклевку.
Спортивная проводка – заключается в использовании пальцев свободной от удержания удильника руки для стабилизации игры мормышкой и ограничения её амплитуды. Хлыстик заводится между растопыренных двух пальцев и совершает быстрые движения от одного к другому, ударяя по пальцам, при этом расстояние между ними служит для регулирования частоты и амплитуды игры. Благодаря этому приёму можно добиться большого количества колебаний, до 350 в минуту, при этом игра получается очень стабильная. Перемещение приманки также задаётся второй рукой.
Рассмотренные выше базовые проводки хорошо работают сами по себе, но наибольшего эффекта можно достичь, комбинируя их между собой в зависимости от ситуации на рыбалке. В этом состоит настоящее рыболовное мастерство – творчески подойти к игре мормышкой, разловить молчавшую доселе лунку и спровоцировать даже неактивную рыбу на поклёвку. Так, если создалось впечатление, что кто-то чуть задел приманку при медленной игре, но контакт был очень слабым и нерешительным, рыбу можно слегка подразнить, проведя после медленной размеренной проводки серию любых быстрых и высокочастотных. Обычно сразу после быстрой серии, на первой же медленной проводке следует уверенная поклёвка. Вообще, очень полезно играть на контрастах, чередуя проводки, не давая рыбе «скучать».
Серии проводок при поиске рыбы не должны быть многочисленными. К примеру, первых пять проводок проводим быстро, затем пять медленных. Если рыба никак себя не проявляет, переходим на другую лунку и начинаем то же самое, но уже в другом темпе.
Проводки необходимо варьировать по высоте. Первую серию проводок делаем вблизи самого дна, поднимая мормышку на 20-30 см. Если поклёвок нет, поднимаем приманку повыше, на полметра. И так далее, докуда позволяет рост.