Найти тему

John Howard Carpenter, 16 января 1948. Картадж, штат Нью-Йорк, США

-2
-3
-4

Режиссёр, сценарист, продюсер, монтажёр, композитор и музыкант в одном флаконе, и этой ядрёной смеси хватило выдержки настолько, чтобы уже в 22 года, будучи ещё студентом университета Южной Каролины, написать сценарий (соавторы Николас Чарльз Касл-младший, Трэйс Джонстон, Джон Лонгенекер и Джеймс Р. Рокос) и музыку для короткометражки, получившей "Оскар" в 1970-м году. Товарищ, настолько ударенный кинематографом, что пытался снять свой первый фантастический фильм в возрасте 8 лет. В 1971-м году с приятелем-студентом состряпал короткометражную комедию "Dark Star", ради которой бросил Кинематографическую школу при Университете Южной Калифорнии и которую умудрился через три года переснять в полный метр за 60 тыщ омериканских денег при непосредственном участии того же приятеля - в качестве соавтора сценария и одного из актёров. Как назло, приятелем оказался тот самый Дэниэл Томас О`Бэннон, который на основе сценария 8-летнего Джонни "Gordon the Space Monster!" озаботился наваять сценарий "Star Beast", в 1979-м году окончательно превратившийся в великий и ужасный космический хоррор всех времён "Alien", до сих пор заставляющий человеков производить своими задними проходами тонны кирпичей.

Немалое влияние на Джона его отца, ректора музыкального факультета Западного университета Кентукки, где Карпентер и начинал учиться, привело к тому, что в промежутке между "Тёмной Звездой" и "Нападением на 13-й полицейский участок" он вместе с режиссёрами-сопляками Томасом Ли Уоллесом и Ником Каслом создал музыкальную группу The Coupe de Villes. В дальнейшем своём музыкальном творчестве Джон Карпентер сформировался как ярый приверженец классического рока и авангардной электронной музыки, и его великолепные музыкальные темы к фильмам до сих пор слушаются очень оригинально и свежо на фоне поголовного засилья в кинематографе чисто симфонического звучания.

Таким образом, своими разносторонними талантами он поднял на щит всё независимое кино и заставил его уважать даже в кругах голливудских снобов. Однако сам никогда не вертел носом и не обзывал голливудских продюсеров жирными котами и зажравшимися толстосумами, за что мог вытрясти из них побольше, причём настолько, что потом на сдачу и полученные гонорары продолжал снимать свои собственные фильмы. Да и в предлагавшихся ему крупнобюджетных проектах всегда умел сохранять и отстаивать своё видение. Например, на дикий для его собратьев бюджет в 20 лямов Карпентер снял культовый среди любителей нежити фильм "Вампиры" (по книге Джона Стикли) с самым умным актёром Голливуда Джеймсом Ховардом Вудсом, и тут же по ходу съёмок почти весь его убил... на живые, целиком аналоговые спецэффекты! То есть, кровососы в его фильме горят по-настоящему, безо всякой компьютерной графики, да. Причём фильм оказался настолько удачным, более чем дважды отбив бюджет, что друг нашего героя Том Ли Уоллес снял в 2002-м году продолжение с Джоном Фрэнсисом Бонджови в главной роли, а в 2005-м Мартин Вайсс даже удосужился снять третью часть.

Однако более интересен Джон Карпентер именно своим влиянием на массовую культуру. Например, придумав маньяка Майкла Майерса, который решил отметить Канун Дня Всех Святых весёлой резнёй своих недавних соседей, засадивших его в психушник и совсем не навещавших, он породил в 1978-м году моду на подобную расчленёнку, в результате чего фильм перерос в целую серию аж из восьми частей и даже обзавёлся официальным перезапуском за авторством не абы кого, а самого великого и ужасного Роберта "Роба Зомби" Каммингса, третья часть которого вышла в 2018-м году, а третья и четвёртая, предположительно заключительная, планируются в 2020-м и 2021-м, что, опять же предположительно, завершит всю серию из 13 фильмов. Сыгранный приятелем Карпентера Ником Каслом псих получился таким убойным в своей покрашенной белым маске Джеймса Тиберия Кирка, что в 1980 году маску, хотя и хоккейную вратарскую, напялил кросавчег и няшка Джейсон Вурхис в мясорубной саге "Пятница, 13-е". А там и Фредерик Чарльз Крюгер подоспел, но он-то как раз в масках уже не нуждался - таковой была его собственная жареная рожа. И невдомёк было маэстро, что появится-таки комик Майкл Джон "Майк" Майерс, с демонической лыбой признававшийся, что в юности изрядно попугал сверстников и взрослых шуточками в стиле своего экранного тёзки, причём даже не стеснялся на полном серьёзе вешать людям лапшу на уши, что фильм-де снят на реальных событиях, а он-де прямой потомок маньяка от одной из его жертв, поэтому его-де отдали на усыновление, но это-де страшная тайна. Ну да, не все комики одинаково адекватны - ну посмотрите на фильмы Майерса последних лет! Одно слово - зеленомордый орк.

Затем Карпентер в 1981 году подарил миру полный постобкакаликсис и абсолютного героя этого самого постобкакаликсиса - С. Д. "Змея" Плисскена в исполнении его друга и одного из любимых актёров Курта Фогеля Расселла, которого тут же растаскали по сусекам всего мира, включая вездесущих япошек, превративших Плисскена в героя культовой компьютерной игры, то есть, опять же "Змея", но уже "Солидного" (солидольного??): Solid Snake в серии игр Metal Gear Solid, известный также как Ирокез Плисскин (в переводе с алгонкинского "ироку" означает "настоящие гадюки" - такими добрыми они всегда считались среди соседних племён, что прямо змеи подколодные! Но зато всё строго в избранной стилистике, ога). Причём из одной только предыстории киношного солдата Третьей Мировой, рассказанной в начале фильма парой фраз, Хидэо Кодзима наковырял аж на пять игр, начиная с 1987 года - воздушную атаку на Ленинград и диверсионные операции в Сибири бешеный японец довёл до такого уровня абсурда, что разнесчастный персонаж мог пол-игры бегать в картонной коробке, прячась от злобных русских, а в Сибири аж крокодилы завелись! Ога, прямо под пальмами в пригородах Новосибирска, не иначе.

Как бы там ни было, трилогии о мире после Третьей Мировой у Джона Карпентера не вышло, что жаль - после "Побега из Лос-Анджелеса" денег ни одна крупная кинокомпания не дала, потому что зажравшаяся школота конца ХХ века думать уже не желала, а желала, чтобы её развлекали тупыми, но красивыми зрелищами, и вся жёсткая сатира на современное общество потребления оказалась никому не нужна. Один только полный армагеддец до сих пор эксплуатируют нещадно. Но зато культовый герой пришёлся к месту в комиксах в стиле кровавых историй Фрэнка Миллера.

Потом было "Нечто", но родители зажравшейся школоты конца ХХ века, сами ещё будучи школотой, повели себя точно так же и предпочли пойти на вышедшие в том же году детские розовые сопли за авторством киногения Штефана Аллана Шпильберга, и поэтому бесспорной классикой фильм стал гораздо позднее, чем следовало. И сразу начались всякие поделки про планетян, выживающих из любого куска, оставшегося от изначального тела, про нахождение замороженных планетян во льдах, пещерах и руинах и инфицирование пришельцами человеков - тысячи их!

Потом социально-фантастическая антиутопия "Чужие среди нас" (They Live) вместе в героем в исполнении шотландского рестлера Родерика Джорджа "Буйного" Родди Пайпера" Тумбса поставила успокоившееся население на уши, да так капитально, что первоисточник, рассказ Рэддела Фарадея "Рэя" Нельсона "В восемь утра", никто даже и не заметил. Всё контролируют планетяны, всё вокруг испещрено надписями, приказывающими людским рабам покупать, смотреть, ценить только то, что им навязывают покупать, смотреть и ценить их внеземные хозяева - потреблять и ни о чём не думать; но видеть это безобразие могут только избранные, то есть повстанцы, и только в спицательных очках. И опять - всё заверте..., о всемирном заговоре и объединении земных правительств с риптелоедами-гумоноедами не говорил и не писал только ленивый, а фильмы по теме выходят до сих пор десятками в год, а уж всяческих культов и идеологий вообще не счесть: например, из трилогии, снятой брасёстрами Вачовскими про глобальную Шматрицу уши маленького шедевра Карпентера торчат без зазрения совести. Сам шедевр настолько маленький, насколько и гордый: при том, что копеечный бюджет в 3 ляма был отбит более чем втрое, фильм растащен на цитаты и сюжеты чуть более, чем полностью, особенно в индустрии компьютерных игр - фразочка Дюка Нюкема "I'm here to kickass and chew bubblegum, and I`m all out of bubblegum" просто внаглую спёрта прямиком из фильма!

Но если кто думает, что культовый режиссёр был чужд развлекалову и в основном вгонял зрителей в депрессняк неприглядными картинами разнообразных вариантов пицуца, то отличный фильм "Воспоминания человека-невидимки" с Корнелиусом Крейном "Чеви" Чейзом и всё ещё секс-бомбой Дэрил Кристин Ханной по единственному роману таинственного писарчука, известного как H. F. Saint (мужчина это или женщина - доподлинно неизвестно), доказывает, что ему удаются и яркие зрелища, хоть и не без драмы, но с убедительным счастливым, - но невидимым, таки да, - концом. Фильм был настолько реалистичен на тот момент в показе каждодневного быта невидимого героя, что за эффекты номинировался на премию "Сатурн".

Таким образом, человек, за всю свою карьеру снявший всего один чистый боевик "Assault on Precinct 13", всего один детективный триллер "Someone's Watching Me!" и всего один биографический фильм "Elvis", остальными своими фильмами минимум трижды встряхнул пипол, который любил хавать и не любил думать, и пипол каждый раз прекращал хавать и начинал думать чисто от страха, что если сейчас не подумает, то не сможет потом спокойно хавать. Но никого настолько же мощного больше так и не появилось, и потому пипол окончательно зажрался, а волшебные очки, чтобы зажравшийся пипол увидел, как мировые илиты манипуляциями страхом и жадностью вынуждают покупать, смотреть и ценить только то, что приносит деньги пипола в карманы илиты, никто, к сожалению, так и не придумал.