Найти тему

Транспорт, который теряет Россия и строит Европа

Как-то раз в этом блоге трамвай назвали "грохочущим ведром", которое только занимает драгоценные полосы автодорог в загруженных трафиком городах. И правда, автолюбители не любят трамвай - много из-за него разных ограничений - на перекрестках, на остановках, на переездах, на мосту и под мостом. Что говорить, даже правила дорожного движения стали толще на 15 страниц и экзамен сложнее на несколько вопросов только из-за трамваев.

Но многим пассажирам он очень нравится. Есть в трамваях свои плюсы. Это исторически первый вид городского пассажирского транспорта, который зародился еще задолго до того, как автобусные компании начали лоббировать свои интересы. Но вот, по-настоящему народным видом транспорта можно признать все-таки признать появившийся гораздо позже - троллейбус.

Итак, почему же все таки его можно назвать таким "народным"?

Троллейбус. г. Миасс, Челябинская обл.
Троллейбус. г. Миасс, Челябинская обл.

Итак, в ХХ веке троллейбус начал свое победоносное шествие по всему миру. Шагнув из Европы в двух направлениях - на Запад (в Америку) и на Восток (в Россию). При этом он прочно закрепился именно в странах социализма как успешный вид городского пассажирского транспорта в крупных городах.

Настоящим украшением Москвы в сталинский период (1-м секратерем московского горкома КПСС в послевоенный период был Н.С. Хрущев) стали двухэтажные троллейбусы.

Двухэтажный троллейбус. Москва. ВДНХ, 1939 год.
Двухэтажный троллейбус. Москва. ВДНХ, 1939 год.

В 1935 году троллейбусное сообщение было открыто в Киеве, годом позже - в Ленинграде. В 1939 году троллейбусы поехали по улицам Харькова и Донецка, в 1942 году - Куйбышева (Самары). Массовое открытие троллейбусных систем в СССР началось после Великой Отечественной войны - 1945 год - Одесса, 1947 год - Ташкент, Днепропетровск, 1949 - Ереван и т.д.

Троллейбус на Площади Победы, Минск. 1966 год.
Троллейбус на Площади Победы, Минск. 1966 год.

Троллейбусы, в отличии от автобусов, начинают водить женщины. Появляются целые женские бригады водителей. Образ горбатого безрельсового транспортного средства, подключенного к электросети, романтизируется в СССР в 1960-е годы. Появляется снятый в Одессе известный фильм "Последний троллейбус", героиня фильма "Берегись автомобиля" тоже водит троллейбус.

В 1957 году Окуджава написал свое знаменитое произведение "Синий троллейбус", а одноименное по форме и содержанию кафе долгое время работало на Арбате.

Кадр из кинофильма "Последний троллейбус"
Кадр из кинофильма "Последний троллейбус"

Маленькие модели троллейбусов в СССР становятся дорогой, но очень привлекательной игрушкой. На открытках советских городов всегда в кадр попадали именно троллейбусы - как гордость любого крупного города. И если трамвай уже считался более устаревшим видом транспорта, то троллейбус - гораздо более современным и перспективным.

Гомель, вокзал
Гомель, вокзал

1970-е и 1980-е годы - Советский союз накрыла настоящая "троллейбусная лихорадка" - они расширяли маршруты в крупных городах и столицах, а также появлялись в подрастающих промышленных центрах. В этот период появилась самая массовая модель троллейбуса в СССР - ЗиУ-9.

Ленинград. Невский проспект, 1980-е.
Ленинград. Невский проспект, 1980-е.

А если посмотреть на хронологию открытия новых троллейбусных систем по всему миру во второй половине ХХ века, то становится понятно, что открывались они, в основном. только в СССР и в странах социалистического лагеря - Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Польше, Румынии... И только единичные случаи открытия где-нибудь в Латинской Америке - при почти полном отсутствии таковых в Европе или США, где уже вовсю процветали автобусные компании, а также рос спрос на личные автомобили.

Тимишоара, Румыния. СВАРЗ-Икарус.
Тимишоара, Румыния. СВАРЗ-Икарус.

Тем временем, пока Запад повышал спрос на личные легковые машины и боролся против общественного транспорта, в СССР решали, как увеличить пассажиропоток на существующих троллейбусных системах. Вводились автопоезда, новые сдвоенные модели с гармошками.

Москва, "СВАРЗ"
Москва, "СВАРЗ"

Поскольку в странах "народной демократии" не поощрялось владение личными автомобилями, здесь вовсю развивался именно общественный транспорт - ставший действительно "народным" - со своими битком набитыми салонами, анекдотами, компостерами, кондукторами, "Ералашами" - этот вид транспорта стал частью народной культуры.

Кадр из фильма "Приключение желтого чемоданчика". СССР
Кадр из фильма "Приключение желтого чемоданчика". СССР

Примечательно, что даже после распада СССР и обрушения коммунистических режимов по всему миру именно страны "народной демократии" продолжили развивать у себя троллейбусное сообщение.

Так, в 1990-е годы на волне остановки строительства новых троллейбусных линий в странах бывшего СССР, почти каждый год открывались новые троллейбусные системы в КНДР. В Северной Корее они теперь есть вообще практически повсеместно, и становятся героями популярных фильмов, песен и историй.

Северокорейский троллейбус "Чхоллима-091". Пхеньян.
Северокорейский троллейбус "Чхоллима-091". Пхеньян.

Чтобы быть ближе к народу первый президент России Борис Ельцин стал демонстративно ездить на работу именно на троллейбусе. И теперь это один из экспонатов Ельцин-центра.

-11

Люди любят этот вид транспорта и всегда с сожалениям смотрят на то, как городские власти закрывают очередные троллейбусные маршруты. Но сегодня маневренные, безшумные низкопольные троллейбусы переживают второе рождение в странах Европы, и начинают ездить по улицам Италии, Швеции, Франции.

-12

В некоторых городах троллейбус даже пустили в подземные тоннели, а вот в Германии строят трехсекционные троллейбусы для увеличения вместимости пассажиров.

-13

Да и в России несмотря на снижение роли этого вида транспорта в нашей повседневной жизни, память о троллейбусе живет. Недаром, в городах открываются музеи электротранспорта, а в Москве ежегодно проводится парад старых троллейбусов.

-14
Пользуйся троллейбусом в городах и странах и подписывайся на канал "Первый путешествующий", чтобы не пропустить новые интересные направления для путешествий.