Найти тему

Чем интересны поезда в Крым?

Кажется, совсем недавно мы ездили в Крым паромом, о, какой это был аттракцион: счастье для детей - и испытание для взрослых! Особенно если ехать нужно было летом, да ещё и постояв немало часов на жарком солнце в очереди… Самая жесть на переправе была летом 15-го и 16-го годов, когда Крым стал нашим, и миллионы соотечественников решили поехать-посмотреть, каково оно там, своими глазами. Очереди в те года доходили чуть ли не до суток, пока инфраструктура переправы и количество паромов не "догнали" рост желающих.

В мае 18-го, когда до открытия автомобильной части Крымского моста оставались считанные дни, мы решили съездить в Крым автобусом+паромом. Переправа, которая за год до того представляла собой чуть ли не целый город с районами "порт Крым" и "порт Кавказ", поразила нас своим запустением: огромные площади парковок, где когда-то тысячи машин томились в очереди на паром, были пустыми. Торговые центры в терминалах были закрыты, да и на самих паромах кафешки явно распродавали последние запасы.

-2

За день до открытия моста и до того, как по нему поедет Путин на байке с "Ночными волками", мы смотрели на почти готовый мост (лучший вид на него открывается с моря) - и решили во что бы то ни стало проехать по мосту на поезде после его открытия!

-3

Слухи ходили разные, сроки запуска периодически сдвигались. Было неясно, кто станет оператором нового поезда, как будут продаваться билеты, насколько удобно будет составлено расписание, чтобы посмотреть на мост из окошка вагона, будет ли там вообще что-то видно.

Вскоре выясняются первые детали про поездку. Оператором поездов будет выступать не РЖД, а некая компания ГрандСервисЭкспресс. Эта компания оказалась частным перевозчиком, оперирующий одним поездом Москва-Петербург. Правда, степень ее частности и независимости от РЖД под вопросом: компания в срочном порядке получила несколько десятков новых двухэтажных вагонов с окраской, подозрительно напоминающей РЖД, только без логотипа РЖД. И количество вагонов в парке оператора одного поезда буквально за пару месяцев увеличилось раз в десять. Инвесторы, наверное, озолотились.

Первые варианты расписания появились летом - и сразу же расстроили. В это не хотелось верить до самой покупки билетов, но, увы. Первые поезда (и Москва-Симферополь, и Петербург-Севастополь) идут по мосту глубокой ночью. Расписание составлено для удобства пассажиров так, чтобы в Симферополь оба поезда приходили утром, и вечером же отправлялись обратно. А путь от Симферополя до моста по железной дороге сейчас занимает примерно пять часов.

Всю осень ГрандСервисЭкспресс готовился к запуску новых поездов, были пробные поездки новых составов в Анапу и Тамань. Постепенно появлялись новости о новых направлениях, планируемых с весны и лета: Мурманск, Екатеринбург, Казань, Ростов-на-Дону, Воркута, Архангельск, Челябинск, Пермь и Новосибирск.

В группе Моста ВКонтакте и в Инстаграме каждый день появляются новые фотографии: кот Мостик сидит на шпале, кот Мостик смотрит на стыковку рельсов, первый поезд технического поезда, запуск дорожной автоматики…

Из Инстаграма кота
Из Инстаграма кота

Отправление из Москвы

-5

Наконец, билеты куплены, долгие два месяца ожидания прошли, и мы приезжаем на Казанский вокзал. Разговоры о предстоящей поездке и знакомства начинаются сразу в очереди на посадку. Большинство едет до конечной, и абсолютно все взяли билет именно на этот поезд из любопытства и символизма, ведь несколько лет поездом в Крым попасть было невозможно. А уж проехать по Крымскому мосту среди первых… как выяснилось, не у нас одних возникла эта идея, и не мы одни ждали этого дня несколько лет.

-6

Земля слухами полнится: через несколько минут весь состав обсуждает, как начальник поезда опоздал на отправление первого состава из Санкт-Петербурга (он отправился за несколько часов до московского поезда).

На проводы первого петербургского поезда собралась огромная компания политиков и журналистов, руководство поезда торжественно слушало напутствия от Владимира Владимировича. И как-то так получилось, что тайминг мероприятия съехал на несколько минут, и состав отправился под музыку и громкие речи, а самое главное - под испуганные взгляды Грандовцев, внезапно понявших, что их поезд уезжает без них. Владимир Владимирович понял, что произошло, улыбнулся - и сказал: "Ну, догоняйте!" К счастью, вскоре отправлялся Сапсан, и опоздавшее руководство догнало свой состав где-то на полпути между Петербургом и Москвой. Не знаю, правдива ли эта история, понятно, что в новостях про такое не рассказывали, но слухи ходят.

Тем временем все расположились по своим купе - и поезд тронулся. Машинист, проводники и вагоны повезли своих первых пассажиров в Крым, и если судить по онлайн-кассе, свободных мест в составе не осталось. И мы идём изучать расписание:

-7

Музыки при отправлении с Казанского вокзала не было слышно. Может быть, у самого здания она была, но мы не слышали.

Описание поезда и вагонов

Для новых поездов из Москвы Тверской вагонзавод построил большую партию двухэтажных вагонов купе и СВ. Конечно, внешне они выглядят приятно, но в плане комфорта проигрывают привычным одноэтажным купе, особенно верхние полки. Если в одноэтажном вагоне на верхней полке можно свободно сидеть, не упираясь головой в потолок, то в двухэтажном верхняя полка подходит только для лежания, сидеть на ней невозможно. Так что если планируете ехать на дальние расстояния - постарайтесь избежать верхней полки в двухэтажном вагоне, на обоих этажах.

Несмотря на то, что у Гранда есть своя фирменная ливрея (схема окраски), вагоны новых поездов показательно раскрашены "под РЖД", только без логотипа РЖД. Хотя в январе в поезде из Петербурга были замечены и оригинальные грандовские жёлтые вагоны.

Единственное отличие от двухэтажных РЖД-шных вагонов - логотип самого Гранда, да затертые сетевые (бортовые) номера вагонов. Трудно сказать, зачем это сделано. Возможно, бояться санкций.

Маршрут

До моста, точнее, до Крымска, где происходит смена локомотива, состав ведёт электровоз РЖД. Дальше, до Джанкоя, - тепловоз Крымской железной дороги (которая также формально независима от РЖД), а после Джанкоя в сторону Севастополя вновь едет электровоз КЖД.

Где-то между Воронежом и Ростовом
Где-то между Воронежом и Ростовом

Из крупных городов поезд останавливается в Рязани, Воронеже и Ростове-на-Дону. Краснодар поезд обходит стороной, оттуда летом обещают запустить скоростную электричку, возможно, Ласточку, которую часть пути будет везти тепловоз.

Отправление из Москвы - за несколько минут до полночи. В Рязани остановка глубокой ночью, Воронеж в 9 утра, Ростов в 6 вечера. Продолжительные остановки у поезда в Мичуринске (5 утра), Крымске (23-30) и Джанкое (7 утра), где происходит смена локомотива. Через две ночи после отправления, 33 часа спустя, поезд приходит в Симферополь.

Конец декабря, зелёные поля. Зима в этом году не задалась!
Конец декабря, зелёные поля. Зима в этом году не задалась!

Всю дорогу московский поезд идёт буквально по следам петербургского, и на долгих стоянках два состава обычно стоят рядом. От Москвы до Симферополя поезда идут по одной ветке, однако, петербургский Москву проходит насквозь, без остановки, чтобы жители северной столицы не конкурировали с москвичами за билеты. На участках после Москвы, кстати, петербургский поезд гораздо дешевле столичного визави, да и вагоны в нём попроще.

-10

Сам мост поезд проходит примерно в три часа ночи. Главное приключение этой поездки начинается на самой молодой станции РЖД - Тамани. Станция построена в нескольких километрах от титульного населенного пункта, на отшибе, и кроме пытающихся проснуться пассажиров и работников станции в округе никого нет.

-11

Сразу после отправления из Тамани начинается забор, и через несколько минут пассажиры внезапно понимают, что уже едут по мосту. Ночью этот момент заметить почти невозможно: в какой-то миг ты просто осознаешь, что забор, который ограничивает соседнее шоссе с машинами, - это забор моста, а под ним (и под твоим поездом) - частокол опор и море.

-12

Проводники гасят свет в коридорах, чтобы можно было получше разглядеть мост, и во всех окна на обоих этажах виднеются заспанные пассажиры.

Такой вид из окна (темно и ничего не видно, кроме машин на параллельном мосту) длится долго, минут двадцать, пока впереди, за поворотом, не начинают виднеться красиво подсвеченные арки.

-13

Сами арки пролетают за считанные двадцать секунд - и оставляют после себя, скажу честно, смешанное ощущение. Из поезда ночью их масштаб совершенно невозможно осознать. В окне проносится просто мост. Мост и мост, ну, и вау-эффекта, как, например, от поездки по автомобильному Русскому мосту во Владивостоке, тут нет. Определенно, лучший вид на мост открывается из Керчи или из пролива.

И не менее определенно все пассажиры решают проехать по мосту ещё раз - в светлое время суток, чтобы полюбоваться морем с обеих сторон. Так что ждём новых поездов!

Сувенирка

Когда происходит такое событие, безо всяких сомнений эпохальное, очень хочется оставить себе что-нибудь материальное на память. Так что поезда и окрестности моста просто ломятся от сувенирки всех видов. Тут и бокалы-стаканы-подстаканники нескольких видов, и модели поездов, и игрушки, и множество магнитиков - все с фирменной символикой "Таврия", так называются оба фирменных поезда.

-14

https://sun9-62.userapi.com/c858424/v858424504/14f74b/Ml_BkApl1l0.jpg

-15

https://sun9-57.userapi.com/c858424/v858424504/14f75d/P_8unY0_btg.jpg

Цены, ну, разные. И если деревянный магнитик вы купите за 120 рублей, то сувенирный набор из мельхиорового подстаканника, красивого хрустального стакана и ложки обойдётся почти в три тысячи.

-16

Для коллекционеров замечу, что подстаканники двух видов. У обоих спереди нарисован мост с надписью “Таврия”, а боковой рисунок отличается. На первом варианте - герб, на втором - тарак-тамга крымских правителей рода Гиреев, современный символ крымских татар.

Симферополь

В крымскую столицу поезд прибывает в удобное время, в девять утра, прямо перед отправлением электрички на Севастополь.

Я не бывал в Крыму до 2018 года, поэтому только по чужим фотографиям рассматривал, как было "до". Прошлое вокзала Симферополя на этих фотографиях напомнило старый Адлер, ещё до Олимпиады: составы на всех путях, огромное количество туристов, изнывающие от жары дети - и, кончено, яркое солнце!

Фото из Интернета
Фото из Интернета

2018й в Симферополе напомнил вокзал Норильска, откуда последняя электричка ушла тридцать лет назад: скучающий обслуживающий персонал - и пара грузовых составов. Редкое оживление на вокзале возникало только при отправлении электричек в Севастополь, Евпаторию и Джанкой.

Наконец, впервые за несколько лет в Симферополь пришел пассажирский поезд дальнего следования, да не один - а сразу два подряд!

Стройка дороги

Первый большой проект молодой советской власти, который почувствовали обычные люди после революции, - повсеместное внедрение лампочки Ильича и радио. "Коммунизм - это советская власть плюс электрификация всей страны".

Так и Россия для Крыма обрела реальность в повсеместном дорожном строительстве. Заканчивается строительство неплохих трасс, расходящихся лучами от Симферополя: в Керчь (трасса Таврида на Крымский мост), Севастополь (предсказуемо называемая Президентская дорога), Евпаторию. Учитывая, что многие дороги в Крыму со времён СССР ремонтировались очень условно, крымчане, особенно колесные, просто в восторге!

-18

Но в наши дни стройка всё ещё в процессе. Длинные объезды по пыльной грунтовке, часовые пробки из-за челночного движения - если решите проехать в Крым этим летом, скорее всего, ещё застанете.

Севастополь

Прекрасен в любое время года.

-19

Кажется, Севастополь прекраснее даже Петербурга и Калининграда вместе взятых - и конкурирует за первое место с Владивостоком, с большим отрывом от преследователей. Летом, весной, осенью мы открывали для себя Севастополь с разных сторон и уголков, с его морскими трамвайчиками между бухтами, с развалинами древнего Херсонеса, с многоуровневыми улочками - и, конечно, с кораблями ВМФ прямо во дворах.

-20

История и статья в Википедии в Севастополе есть буквально у каждого камня! А маршруты по городу сведут с ума всех влюбленных в море: вместо кварталов и районов здесь мысы и бухты, между которыми вместо автобусов и маршруток бегают небольшие теплоходы. Не каждый местный вам расскажет, где в Севастополе Ленинский район, зато любой приезжий уверенно приведёт вас к Южной или Артиллеристской бухте, на водную остановку до Радиогорки или Инкермана. А какую вкусную шкару из барабульки готовят в ресторанчиках на берегу Артбухты!..

-21

Пришло время побывать в Севастополе и зимой. На удивление, город не вымирает полностью, как другие курортные города на Черном море, как Анапа или Феодосия. Всё-таки, в Севастополе есть порт и база флота, да и промышленность постепенно оживает. Даже наоборот, показалось, что после запуска первых поездов людей на улицах стало даже побольше, чем весной, в марте. Или свою роль сыграли наступающие новогодние праздники?

Изменения

Конечно, на фоне Владивостока или Сочи Севастополь, да и весь Крым сильно уступают в благоустроенности и по городской среде. Всё-таки в первые города двадцать лет подряд вкладывали деньги, а полуостров даже по украинским меркам жил бедно, на положении чемодана без ручки. Тем сильнее заметны изменения, которые происходят в городе буквально каждый день.

-22

Три раза за три сезона прошлого года мы приезжали в Севастополь - и каждый раз находили город серьезно изменившимся. Тут открыли парк, там восстановили площадь, вон там новую дорогу проложили.

Освещение

Самое главное изменение, пожалуй, в том, что на улицах по вечерам стало больше света. Ещё два года назад с закатом крымские города погружались во тьму со светом разве что из окошек. Уличного освещения было мало, да и не работало оно постоянно. А сейчас даже деревья подсвечены!

-23

-24

Если бы кто-то пару лет назад попытался сравнить ночью Керчь и, скажем, соседнюю Анапу, разница была бы как на спутниковых фотографиях Северной и Южной Кореи. Сейчас разрыв уже не такой большой.

Цены

А вот с ценами в Крыму провал. После присоединения к России они выросли кратно, в 1,5-2-3 раза. Жить и отдыхать в Крыму стало очень дорого. Заметно дороже, чем в Турции/Египте - и даже чем в Сочи, традиционно самом дорогом курорте в стране. Учитывая, что сервис в Крыму заметно уступает и иностранному, и общероссийскому уровню (снова спасибо четверти века в нищей Украине), с трудом дотягивая до уровня Абхазии, даже странно, откуда такой поток туристов...

Крымчан и отдыхающих банально доит местный и федеральный бизнес. И если до открытия моста год назад жителей ещё успокаивали аргументами про транспортную блокаду, то после открытия моста и длинного потока фур с продуктами никаких аргументов просто не осталось. Что характерно, цены после этого не снизились ни на копейку.

Как выживают местные? Они просто собираются семьями - и раз-два в месяц ездят закупаться в ближайшие торговые центры на Кубань. Дорога окупается с лихвой.

Обратный поезд

Тем временем наш маленький предновогодний отпуск подошёл к концу, и мы отправляемся в обратную дорогу. На этот раз едем из Севастополя поездом до Петербурга.

-25

Когда мы приехали в Севастополь, первым делом отправились сдать вещи в камеру хранения. Она была закрыта с бумажкой на двери: стучитесь в справочную, вам откроют. Постучали, попросили принять у нас чемодан и рюкзак, чем очень удивили дежурную: давно у них такого не было!

После недолгой суеты дежурная нашла ключ, забрала сумки - и пробила на кассе два чека, с удивительными номерами 1 и 2. Когда мы несколько дней спустя вернулись за вещами перед обратным поездом, нас радостно узнали как первых посетителей, а в камере лежало уже несколько десятков чужих сумок.

Вагон с поцелуями

Видели этот вагон по телевизору? А мы на нём едем обратно!

-26

Весь интернет несколько дней обсуждал, насколько этот жест был искренним, гигиеничным, красивым - и тому подобное. В Крыму такой вопрос не стоит. Поступить так же мог бы, пожалуй, почти каждый, кому это пришло бы в голову. И, разумеется, если бы референдум состоялся завтра, его итоги не сильно бы отличались от 2014 года.

Отправление

Из Севастополя поезд отправляется торжественно, под музыку. Пейзаж за окном удивительный: ещё не успевает закончится перрон, как поезд начинает карабкаться в горы к первому тоннелю, а слева по ходу один за одним начинают проноситься корабли ВМФ и торговые суда.

Железная дорога красиво петляет вокруг Севастопольской бухты, набирая высоту к перевалу в горах, и город предстает перед пассажирами с разных сторон, словно красуясь. И не торопитесь прощаться с морем, вы его увидите ещё не раз где-то внизу, оно вам будет подмигивать ещё минут двадцать, после Инкермана, и даже после Каламитской крепости!

Меню вагона-ресторана

Дорого, что поделать, дорого. Хоть меню петербургского поезда и подешевле московского, поесть вам будет одинаково некомфортно и там, и там: вскоре после отправления ресторан забивается заметно пьяными и шумными компаниями. Особо ретивых, впрочем, ссаживают, в отличие от поездов РЖД, где в последнее время до такого стараются не доводить (что на станциях с такими делать, ещё замерзнут где на их голову).

-27

Несколько раз мы наблюдали картину, как пассажиры приходили перекусить семьями с детьми - и вскоре были вынуждены уйти, спасаясь от мата и перегара. Кроме того, рестораны сильно тормозят в часы разноса еды по вагонам со включенным питанием. Один раз мы прождали бизнес-ланч больше часа, второй раз прождали ещё дольше, не дождались, ушли.

-28

Может быть, со временем ситуация улучшится, но пока на питание в ресторане особо не рассчитывайте, в обоих составах. Поезда идут больше суток, стоянок мало, запасайтесь едой заранее. По сути, единственное, чем может привлечь вагон-ресторан - интересная инфографика на тему строительства моста и истории железнодорожного сообщения с Крымом.

Мост

На обратном пути оба состава проходят мост раньше, но всё равно затемно. Петербургский поезд останавливается на технической стоянке в Керчи в 22:30 (сам вокзал ещё не достроен, и откроется позже, но местные уже ворчат про его удаленность от города). После чего, буквально через несколько минут, поезд выезжает на мост, и арка идёт почти сразу.

Интересно, что формально железнодорожный мост принадлежит не РЖД. Не принадлежит он и Краснодарскому краю, а передан Крымской железной дороге. По сути, нищему предприятию без какой-либо инфраструктуры и персонала для его обслуживания. КЖД принадлежат также и подъездные пути по территории Кубани. Видимо, причиной этого являются какие-то далеко идущие политические заморочки.

Разговоры за жизнь

"Вагонные споры - последнее дело", но в этом составе их нет. Если в сторону Крыма ехали, в основном, журналисты и любопытные жители обеих столиц перед новогодними праздниками, то обратно большинство пассажиров - уже крымчане, поехавшие "на материк" по своим делам, в основном, в гости к родственникам на праздники.

Плюс, некоторое количество строителей, ведь к большинству больших строек крымчан почему-то не допускали, предпочитая свозить рабочий люд со всей страны (это касается и мостов, и дорог, и многих других инфраструктурных объектов).

Миры "материковых" россиян и крымчан на практике оказались настолько сильно разными, что желание узнать и понять друг друга получше всё затмило. Культурный шок от столкновения этих двух миров слышался чуть ли не из каждого второго купе!

Услышанные истории поражали тем, что происходили совсем недавно, буквально год-два назад. У нас же многое из того осталось в глубине девяностых, да и даже не в каждом регионе было!

Скажем, истории про электричество. Когда оно в розетке есть, ты его не просто замечаешь, воспринимаешь как само собой разумеющееся. И если оно пропадает - это случается редко, и связано с какими-то профилактическими работами или авариями, например, при сложных погодных условиях. Ремонтные службы у нас работают хорошо, и редко когда перебои длятся дольше нескольких часов (в таких случаях на улицу выходит весь город, как в московский блек-аут 2005-го года).

В Крыму же до недавнего времени электричество подавали в сеть по часам. И если в двух столицах полуострова этих часов было больше, то в небольших городах и поселках это был один час утром и два часа вечером, по расписанию. У меня похожие воспоминания от военных условий в одной бывшей советской республике в начале 90х, а большинство с таким просто не сталкивалось!

Когда, наконец, проложили энергомост (кабель) из России, в поселке нашей соседки по купе всех поставили перед фактом: местную подстанцию нужно ремонтировать-дорабатывать. Электричества не будет вообще девять дней. На удивление, жители обрадовались, для них это событие стало настоящим концом черной полосы, буквально светом в конце тоннеля!

Или медицина, например. Про нашу государственную медицину, конечно, немало критики слышно. Но на фоне рассказов из Крыма всё это просто меркнет. Когда больные приезжают со своим постельным бельем, когда в больницах не кормят (ходите в кафе, или пусть родственники вам привозят), когда все лекарства и анализы за свой счёт… А, и по два врача на городскую больницу, потому что все остальные не смогли прожить на ту зарплату - и уволились. До такого, конечно, у нас не доходило даже в самые тяжёлые годы из девяностых!

Школы, детские сады - аналогично. Всё полностью за счёт родителей, никакого участия государства. Конечно, кроме того, что регулярно запрещали преподавать по-русски!

В общем, абсолютное большинство крымчан с радостью принимают повышение уровня жизни до примерно общероссийского.

Из того, что все воспринимают однозначно отрицательно - что появилось огромное количество нахлебников. По десять охранников у каждого столба, по тридцать на каждой станции. Словно на каждой станции хранится всё золото скифов - и деньги-то получают по местным меркам не маленькие, сами не зная, за что.

Дух былой свободы, конечно, из Крыма ушел навсегда. Никогда здесь не будет больше казантипов и других фестивалей, местные жители осознанно их поменяли на стабильность и безопасность - в том виде, как они реализованы в России.

Мост

А что мост? Мост прекрасен, он - несомненный повод для гордости! Здорово, что такие проекты у нас вообще начинаются, а что реализуются - ещё лучше! И мы ждём следующих мостов, по которым обязательно поедем в первых рядах, чтобы ещё раз пережить необыкновенное ощущение причастности к новому и великому.

-29

Таких проектов уже объявили несколько: мост через Севастопольскую бухту (на манер Золотого моста Владивостока), мост через Лену в Якутске (как же сильно его не хватает), мост на Сахалин (где продукты всё равно дешевле крымских, хоть никакого моста и нет). Наконец, Северный широтный ход, на котором планируется целая россыпь состав, начиная от Оби в Салехарде. Везде, побываем, построили бы поскорее!