В этой хрупкой девушке – огромный мир, целая Вселенная. Несмотря на ее внешнюю строгость, на ее перфекционизм и самокритичность, в ней очень много тепла и любви. Вы будете удивлены, но Татьяна Викторовна не ставит для себя долгосрочных целей по типу SMART. Ни в карьере, ни в семейной жизни. Скажете, что это на нее не похоже? Что такого не может быть? Читайте интервью с ней и открывайте для себя сильную девушку с серьезными глазами заново.
- Татьяна, что было в Вашей жизни до «Этажей»?
- Я родилась в Ялуторовске, закончила там школу. Что могу сказать про свое детство? Типичное детство отличницы (улыбается). Школа, олимпиады и спорт. Занималась легкой атлетикой и баскетболом. Да-да, баскетболом, несмотря на свой небольшой рост (улыбается), у меня защита сильная. Закончила школу с серебряной медалью. Уехала в Тюмень и поступила на факультет психологии в ТГУ. Закончила с красным дипломом. Моим первым местом работы был холдинг «Партнер», мне порекомендовала сходить туда на собеседование знакомая. Очень интересная история о том, как я готовилась к этому собеседованию (улыбается). Мы с мужем тогда только переехали на новую квартиру, у нас не было даже большого зеркала, и я, собираясь на интервью, делала укладку и смотрелась … в отражение утюга.
- … И вас приняли на работу без всяких сомнений?
- Да, так и было. В моей жизни, в принципе, было всего два собеседования. В «Партнере» и в «Этажах». Собственно, как и два места работы. Кстати, еще один интересный факт – на каждом месте работы у меня родилось по двое детей.
- Как складывалась карьера в «Партнере»?
- Я начала работать тренинг-менеджером, курировала блок обучения в управляющей компании холдинга. Долго работала с командой торгового центра «Южный», с отделом продаж. Быстро сходила в первый декрет (улыбается), и когда вышла, то мы уже активно покупали франшизы – «Мосмарт», «Пчелку». В кризис я перешла в торговый ритейл – работала под началом Марии Евгеньевны Суторминой. В этот период я очень выросла как специалист. Мария Евгеньевна всегда мне говорила: «Я сделаю из тебя директора!».
- А вы? Хотели быть директором?
- Когда пришла в «Партнер», такой очевидной цели для себя не ставила. Вообще, когда меня спрашивают: «Планировала ли я карьеру?» я отвечаю: «Нет, не планировала». И сейчас, если спросить меня, чем я буду заниматься через пять лет, я скажу, что не знаю. Я не «смартую» свою жизнь. Я всегда увлечена своим делом, хорошо работаю, и так получается, что мне делают предложения, от которых нельзя отказаться (улыбается).
И вообще, планировать жизнь – это не так-то и просто на самом деле. Когда я пришла на собеседование в «Партнер», то работавший тогда директором по персоналу Владимир Владимирович Артановский спросил меня, как я вижу свою семейную жизнь. Я смело ответила, что поступаю в аспирантуру, поэтому не буду рожать до 27 лет, и вообще, планирую не более одного ребенка (смеется). Сейчас же у меня четверо детей.
- О ваших детях мы еще поговорим, а пока давайте вернемся к развитию вашей карьеры в «Партнере»…
- В торговой компании холдинга «Партнер» вначале я была первым помощником у Марии Евгеньевны. Через полгода уволился действующий директор по персоналу, и мне предложили на тот момент должность руководителя управления по персоналу. Затем я выросла до директора по персоналу. Потом в «Партнере» было распределение бизнеса, непростой период. В это время мне позвонила Нина Павловна Караваева и предложила прийти на собеседование в «Этажи». И это еще одна интересная история, которая произошла в моей жизни (улыбается). Я до этого сама собеседовала Нину Павловну в холдинге «Партнер», но в итоге она не пришла туда. И вот, работая в «Этажах», она мне позвонила и спросила: «Вы меня помните?». Я ответила: «Нет, не помню, но если увижу, то вспомню». У меня хорошая память на лица.
- На какую должность вы пришли в «Этажи»?
- Я пришла в «Этажи» в 2012 году на позицию руководителя учебного центра. Через год работы здесь я в очередной, третий раз, сходила в непродолжительный декретный отпуск. В 2015 году Ильдар Борисович предложил нам с Натальей Викторовной Венидиктовой сформировать департамент продаж. Помню, что это было 1 февраля. У моего супруга, кстати, день рождения 1 февраля (улыбается). И буквально 4-го февраля я поняла, что мое будущее в этом функционале намного глобальней, чем я себе представляла. В сентябре 2015 года я ушла в декрет с четвертым ребенком, а в январе 2016-го уже вышла на работу. В мае мне предложили управлять филиальной сетью. Это вкратце о моей карьере в «Этажах».
- Что больше всего вам нравится в «Этажах»?
- Мне повезло в том, что, работая в «Этажах» есть возможность генерировать изменения внутри себя. Растить себя. Открывать в себе новые грани. Можно сказать, что я переживаю несколько бизнесов внутри одного. Что еще? Когда я начала взаимодействовать с Ильдаром Борисовичем, то меня поразило то, насколько этот человек системно и масштабно мыслит. Недаром все, кто впервые знакомится с «Этажами», понимают, что это фундаментальная компания. И еще мне нравится здесь безграничная свобода. Неважно, в какой должности работает здесь человек, он свободен в своих решениях, идеях, инициативах.
- То есть вам необходима свобода?
- Да. Мне нужны горизонты, поверхности масштаба. А исключительно в рамках, например, в рамках должностной инструкции, мне тяжело работать. Неинтересно, неувлекательно.
- Скажите, насколько сложно работать в условиях внутренней конкуренции?
- Мне несложно. Да, в функциональной сфере активность проявляют одновременно несколько человек. И я согласна с Ильдаром Борисовичем в том, что конкуренция – двигатель прогресса. Но нужно делить зоны влияния – где твое, где не твое. Я эмоционально стабильна, поэтому у меня снижена чувствительность к внутренней конкуренции, которая в некоторой степени, соглашусь, присутствует в «Этажах».
Вообще, я людьми воспринимаюсь как спокойный человек, но на самом деле в критических ситуациях у меня включается эмоциональность. Я могу быть разной при разных обстоятельствах. Но свой личный ресурс я оберегаю – включаю-выключаю эмоции.
- Ваш главный мотиватор в работе – интерес, увлеченность?
- Это вообще мой жизненный мотиватор. Я без интереса мало что могу делать. «Вытащить» себя на неинтересные вещи мне очень сложно. Например, в институте мне тяжело давалась философия. Но это был обязательный элемент в обучении, и мне приходилось находить «крючки» какого-то интереса в нем, чтобы «цепляться» и двигаться вперед. Ну а сейчас, если я могу обойтись без какой-то неинтересного мне рабочего блока и могу его кому-то передать, то я это обязательно сделаю.
- Из чего сегодня складывается ваш рабочий день?
- В каждом дне много общения с руководителями и специалистами филиалов. В основном, оно проходит дистанционно, через панель компьютера. Таково время, это необходимость – общаться на расстоянии. Конечно, выезжаю в города, и тогда процесс управления проходит «глаза в глаза», с эмоциональной эмпатией. В непосредственном контакте нахожусь с первыми лицами филиалов, с руководителями отдела продаж и HR-отдела.
- Как вы относитесь к процедуре увольнения людей? Помните свое первое увольнение?
- Честно – не помню свое первое увольнение. В целом к этой процедуре отношусь спокойно. Нам в институте на конфликтологии очень хорошо поставили этот навык. Плюс помогает понимание человеческой сущности. Эту процедуру необходимо делать экологичной для обеих сторон. Вообще, психологи должны быть самосохранны. Более того, судя по обратной связи от тех, кого я увольняла, люди оставались довольны. Они понимали, что занимались не своим делом и находили себя в другой сфере. Я, вообще, считаю, что увольнение полезно. К увольнению я готовлюсь, но не скажу, что испытываю муки. Это всегда взвешенное решение.
- Вы очень системный и рациональный человек. С виду строги и немного суровы…
- Скорее, я всегда нахожусь в состоянии осознанности. Когда управляешь большим количеством людей, а сам находишься в бессознательном состоянии, то сложно не только что-то решать, а просто общаться. В «Этажах» топ-менеджеры – это люди со своей точкой зрения, со своей автономной позицией, и беседа с такими людьми без осознанности невозможна. Я не позволяю себе жить «на автомате».
- Отдыхать получается?
- Вот с этим есть проблема (улыбается). Мы с мужем уже шутили на эту тему: когда мне требуется отдых, я ухожу в декрет. Если суммировать мои декреты, то получится отпускной период за весь мой трудовой стаж. Первый раз я была в отпуске перед своим первым декретом, второй раз – в этом году в январе, выезжали на отдых всей семьей. Впервые за последние 12 лет. Не скрою, инициатором этого жесткого темпа была я. Но сейчас я понимаю, что дети очень любят отдыхать. Я поняла, что эти циклы нужно выравнивать, стала бережнее относиться к этой теме, создавать некие семейные вехи, совместные переживания. Теперь отпуск в нашей жизни будет более регулярным.
- Расскажите о ваших детях. Они разные? Внешне, по характеру?
- Все похожи на моего супруга Андрея внешне. По характеру на меня похожа третья дочка, Таисия, ей 5 лет. Например, когда мы едем в гости, все дети берут с собой игрушки, а она – книги, хотя пока не умеет читать. Первая дочь, Софья, ей 12 лет, – это смесь меня и мужа по характеру. Она самая взрослая, самостоятельная, занимается творчеством – танцует, играет на скрипке и фортепиано. Отличница. 7-ми летняя Варвара и 2-летний Захар больше похожи на Андрея по драйву и эмоциональности, такие «живчики» (улыбается).
- Как вы познакомились с будущим мужем?
- На свадьбе у друзей. Андрей мне потом сказал, что, как только меня увидел, сразу понял, что я стану его женой. Если честно, у меня такого «щелчка» не было. На той свадьбе у друзей, когда кидали букет невесты, мы его поймали вместе с одной женщиной. Оказалось, что она замужем, и букет пришлось кинуть заново. И снова он прилетел ко мне в руки (улыбается). Вообще, я в приметы не верю, но как оказалось, в этом что-то есть. Несмотря на это, я держалась достаточно отстраненно от Андрея, я же уже говорила, что планировала первого ребенка в 27 лет (улыбается). Мы встречались два года, только потом поженились. И вот, несмотря на мои планы, первый ребенок родился, когда мне было 23 года, четвертый – в 33. Говорю же, «смартовать» жизненные планы – не совсем оправданное занятие (улыбается).
- Как с таким графиком работы и уровнем ответственности вы успеваете дать детям то, что должна дать мать?
- Ребенку необходимо 2 часа в день взаимодействия с родителями. Так говорит наука. Нам преподаватели приводили примеры, что есть такое заблуждение: если женщина находится в декрете и не отдает ребенка в детский сад, то она ему дает очень многое. Однако, это миф. Исследования показали, что большая часть женщин проводит это время в бытовых вещах, и время, посвященное непосредственно ребенку, сводилось к тем же 2-м часам. И я стараюсь это правило 2-х часов выдержать. Все мои коллеги знают, что если я уехала с работы, то я провожу время только с детьми. Это помощь в выполнении домашних заданий, игры, какая-то активность с детьми, совместный ужин. Всегда в выходные, если я не в командировке, я провожу время с детьми. С Таисией мы читаем, с Варварой домашнее задание делаем, беседуем по девчачьим вопросам (улыбается) или обсуждаем ее выступления. С двухлетним Захаром у нас – любая активность, игры, потому что он очень энергичный, живой мальчик.
- Что вы посоветуете молодым девушкам, которые сейчас не торопятся выходить замуж, рожать детей, а занимаются карьерой? Как совместить личную жизнь и карьеру?
- Знаете, есть шутка про европейскую женщину: «Если тебе 43, то ты можешь еще лет 5 пожить, а потом только думать о первенце». А у нас в России если к этому времени нет мужа и детей, то ты старая дева. Есть стереотипы, и они не совсем верные, на мой взгляд. Хотя я могу сказать, что есть биологические ритмы у женщины, которые нельзя нарушать. И тут вопрос не только в беременности и родах, но и в ощущениях после рождения ребенка. Должно быть комфортно и маме, и ребенку. Мне очень нравится такое выражение: «Ничто нельзя приносить на плаху чему-то одному – ни карьере, ни мужчине, ни детям, ни хобби». И бизнес, и семья – это такие сферы-поглотители, они будут тебя поглощать всегда. И сколько бы ты не отдавал – нужно будет отдавать еще и еще. И невозможно максимально удовлетворить и бизнес, и семью своим ресурсом. Нужно придерживаться гармонии в жизни и беречь себя. К тому же, женщине природа и интуиция подсказывают, что нужно делать. На мой взгляд, женская физиология такова, что до 25 лет желательно родить первенца. Хотя догм нет, я сама воспитываю дочерей, и навязывать свое мнение им не буду.
- Насколько вы самокритичны?
Очень. Внешнюю похвалу я менее приемлю, чем свое мнение. Самооценка важнее. Именно поэтому, может быть, со мной сложновато другим людям. К ним я тоже отношусь с критикой, близкой по уровню моей самокритике. Но при этом я даю достаточно большой комфорт в коммуникации.
- Видите ли вы себя дальше в «Этажах»?
- Да. У меня нет «запасных» планов. Бизнес-атмосфера «Этажей» дает понять людям главное – то, что необходимо для успеха, уже есть в каждом из них. Я это поняла здесь и отразила в окружающей среде. Каждый день в «Этажах» для меня – маленькая, но насыщенная и полноценная жизнь.
- Вы считаете себя счастливым человеком?
- Да.
- Благодарю вас, Татьяна, за интервью!