Найти тему
Как на самом-то деле?

АВАКС и компания. Часть 1. Первые БРЛС

Часто можно слышать насмешки троллей, что наши ЗРК в Сирии не стреляют, потому что им мешает «кривая земля» и горы. Земля, конечно, не кривая, она имеет форму картошки, или как учёные говорят – геоида. Но да! С поверхности земли далеко не увидишь. Человек среднего роста на берегу моря может увидеть в сильный бинокль лодку без паруса с расстояния менее 5км. Вперёдсмотрящий из бочки на мачте увидит низкий берег километров за 20. Чтобы дальше видеть, нужно подниматься выше. Есть эмпирическая формула для расчёта дальности обнаружения воздушных целей в зависимости от высоты цели и антенны.

Она выглядит вот так

-2

Высоты подставляем в метрах, а ответ получаем в километрах. Ну эмпирическая же!

Для наземных РЛС ПВО всегда выбирались позиции на высотках. Чтобы приподнять станцию над ровной поверхностью для них насыпали «горки». Более того, применяются и специальные вышки для антенных постов. Вот пример нескольких вариантов установки РЛС на разных вышках и сооружениях (статья о них готовится)

Коллаж автора на основе фото в свободном доступе.
Коллаж автора на основе фото в свободном доступе.

Различные вышки и сооружения для РЛС

Но! Маловато будет! Нужно залезть повыше, чтобы видеть дальше

Эта необходимость и привела к созданию самолётов ДРЛОиУ – дальнего радиолокационного обнаружения и управления.

РЛС появились на самолётах ещё в 1930-х годах. Они были достаточно примитивны.

Самым первым в мире радар получил британский двухместный тяжелый ночной истребитель Bristol Beaufighter (Бристоль Бофайтер - буквально Боец-красавчик). Это произошло в июне 1939 года.

Статус фото - общественное достояние
Статус фото - общественное достояние

На нём установили бортовую РЛС AI Mark I. Она обладала невероятными по тем временам параметрами – дальность обнаружения составляла аж 5.5км! Но была слишком тяжела и требовала присутствия на борту отдельного члена экипажа -оператора. Однако через короткое время появились станции, которые уже можно было ставить на лёгкие истребители и которые мог обслуживать пилот.

Статус фото - общественное достояние.
Статус фото - общественное достояние.

Антенны РЛС AI Mk-VI на крыле английского истребителя Hawker Typhoon (Хоукер Тайфун). Длина волны 1.5м. Но уже РЛС AI Mk-VII использовала волну 10см.

Подобные работы велись и будущими врагами и союзниками Англии. Вот образец германской промышленности

Статус фото - общественное достояние
Статус фото - общественное достояние

Антенны первой германской БРЛС «Лихтенштейн» FuG-202 на самолёте Junkers Ju 88R, длина волны 60см, дальность обнаружения 4км. Производство Telefunken 1941-й год.

В СССР в то время разработчикам радиолокационных систем было труднее. Далеко не все большие начальники понимали её полезность. Мы несколько отставали в практическом строительстве радиолокаторов, хотя именно у нас было много великолепных учёных и инженеров, создававших теоретические основы радиолокации. Тем не менее, в начале 1941 года в СССР появилась первая бортовая РЛС – Гнейс 1. Много проблем с недостаточным развитием мощных высокочастотных электронных компонентов заставили вносить изменения в её конструкцию, что-то переделывать, и всё же в результате первая серийная советская БРЛС, но под маркой - Гнейс-2, уже осенью 1942 года принимала участие в боевых действиях.

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

Комплект аппаратуры БРЛС Гнейс-2

Для истребителей она оказалась также, как и английские и немецкие РЛС тяжеловатой и её установили на бомбардировщик ПЕ-2 и тяжёлый истребитель Пе-3.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Тяжёлый истребитель Пе-3

Эти станции позволяли вывести в атаку сам их носитель, но были непригодны для наведения других самолётов. Первым в мире настоящим самолётом ДРЛОиУ или РЛД – радиолокационного дозора, как тогда говорили, стал английский Vickers Wellington IС (Виккерс Веллингтон) на базе одноимённого бомбардировщика

Фото Ян Уайт "история радара воздушного перехвата и британского ночного истребителя: 1935-1959 годы" ISBN 978-1844155323
Фото Ян Уайт "история радара воздушного перехвата и британского ночного истребителя: 1935-1959 годы" ISBN 978-1844155323

На нём впервые была применена вращающаяся антенна и индикаторы кругового обзора

Но он так и не вышел из стадии экспериментальной отработки. А вот его варианты с неподвижными антеннами выпускались достаточно массово и даже применялись для наведения ночных истребителей «Москито». Речь о нескольких специально переоборудованных Веллингтонах. А бОльшая часть их применялась против немецких подводных лодок. Оказалось, что их РЛС хорошо обнаруживали подводные лодки, не только всплывшие для зарядки аккумуляторов, но даже просто поднявшие перископ.

В США, интерес к самолётам РЛД возник на тихоокеанском театре военных действий. Жизнь заставила. Точнее камикадзе.

Как ни странно, но даже получив тяжёлый урок в Пёрл-Харборе в 1941 году, американцы не оценили потребность в дальнем обнаружении вражеской авиации. Расположенная на горе Опана РЛС достаточно далеко засекла массовое приближение авиации, но дежурный офицер информационного поста ПВО решил, что это прибывает группа новых бомбардировщиков B-17 и не передал эту информацию дальше. Итог: более 2400 человек убито, почти 1200 ранено; потоплено 4 линкора, 2 эсминца, 1 минный заградитель; серьёзно повреждено 4 линейных корабля, 3 лёгких крейсера и 1 эсминец; на земле и в воздухе уничтожено 188 самолётов, серьёзно повреждены 159.

Только, через три года, когда в боях за Окинаву камикадзе ещё раз хорошо потрепали американский флот, теперь уже авианосцы, до адмиралов дошло, что истребители нужно поднимать заранее, а для этого пораньше узнавать о подлёте авиации противника, и они сразу же заказали 40 палубных самолётов ДРЛО. Вот таких

Статус фото - общественное достояние
Статус фото - общественное достояние

Палубный самолет ДРЛО ТВМ-3W. На базе торпедоносца Эвенджер.

Антенна, как вы понимаете, под брюхом в обтекателе. В тёмной кабине в тесноте среди блоков ютился оператор. На этом самолёте была отличная по тем временам РЛС AN/APS-20. Она могла обнаружить бомбардировщик на дальности 120км. Но война закончилась без них, они стали поступать на флот только в 1946 году.

Пропустим несколько похожих по размерам и размещению электронного оборудования самолётов РЛД в том числе и на самолётах наземного базирования на базе бомбардировщика B-17. Большинство из них были оснащены той же РЛС. Включая и канадские, японские…

А Советский Союз в это время налегал на ракеты. Слова Никиты Сергеевича «…советские заводы могут производить ракеты, как сосиски» глубоко запали в души американских адмиралов и они поняли, что нужно совершенствовать палубные самолёты РЛД. Почему мы говорим в основном о палубных? Так это не мы, это американцы. Они считали что две большие лужи надежно прячут их кантри (деревня, я понимаю перевод?) от любой авиации, а вот бедным авианосцам надо как-то защищаться от русских ракет.

И в начале 50-х корпорация Нотроп Грумман сделала палубный самолёт, E-1В Tracer. Вот такой

Статус фото - общественное достояние.
Статус фото - общественное достояние.

Палубный самолёт ДРЛО E-1В Tracer (Трейсер)

В США уже была введена новая система обозначений и по ней все самолёты, чьим главным оружием была какая-то электроника стали именоваться на букву Е. На новом самолёте была и новая РЛС AN/APS-82, работавшая в диапазоне длин волн 30-100 см. Вращающуюся антенну установили под обтекателем сверху фюзеляжа, а не как у «ранних». Новая элементная база и большие размеры фюзеляжа позволили создать относительно комфортные условия для двух операторов. Характеристиками РЛС конечно превосходила предыдущую. Теперь стало возможным обнаруживать бомбардировщик на дальности 180км. Как и предшественники, самолёт не имел линии автоматизированной передачи данных, информация передавалась голосом на планшет на командном пункте авианосца. Из-за бОльшей покрываемой зоны два оператора уже не всегда справлялись и призывали на помощь второго пилота.

Часть 2

-12

Автор собирает средства на создание аналитического портала. Спасибо за поддержку!