Мой сын Александр нашел в интернете такую фотку. Из подтекстовки следует, что это репортер Ассошиэйтед Пресс тестирует «Москвич», поставки которого предполагались, на Манхеттене.
Действительно, сделка такая готовилась, Хрущёв договорился с Эйзенхауэром, тогдашним президентом США, о поставке сначала 300, а при успехе 10 тысяч машин на американские дороги. Но потом наши сбили Пауэрса, пилотировавшего самолёт-разведчик, который американцы считали невидимым и уж точно недосягаемым для нашего ПВО — и контракт сорвался. Но зато «Москвич-407» поставлялся в Европу, и не только в соцлагерь. Репортаж журналиста АР я не читал, но есть забавные заметки английского автообозревателя, как он намеренно гонял «Москвич» по плохим британским дорогам (неужто тогда были и такие), но «убить» так и не смог. Общая оценка придирчивого покупателя»: при скромном движке (45 лошадок всего) и пренебрежении к роскоши — отличная машинка. В тренде тогдашнем. Судьба же трех машин, попавших для испытаний в США такова: две сгинули, одна жива у коллекционера Гэри Брикена в Техасе. И ездит.
Вот что вспоминает главный конструктор МЗМА Александр Федорович Андронова:
«Во время встречи Н.С.Хрущева с президентом США Эйзенхауэром, осенью 1959 года, у них зашла речь об автомобилях. Президент высказался о том, что можно произвести пробу продажи автомобилей «Москвич-407» на американском рынке и добавил, что когда он уйдет в отставку, то будет рад иметь на своем ранчо такой автомобиль. В результате мы на заводе получили задание: весьма срочно сделать в экспериментальном цехе три автомобиля с полной гарантией качества и с улучшенной отделкой. Окраска автомобилей должна быть желтой, зеленой и вишневой с тем, чтобы облегчить выбор. Организуется круглосуточная работа, отбираются на конвейере три автомобиля и потом обычные разборка, проверка, отделка, сборка, регулировка и опять проверка на автомобиле всех узлов. А кузова заново рихтуются, шлифуются, красятся, обиваются дорогими материалами, оборудуются нестандартными деталями и изделиями атрибутов отделки и комплектации. Через десять или двенадцать дней уставшие, но довольные результатами работы мы сдали приемщикам три отличных автомобиля и приступили к нашим неотложным заводским делам. Но автомобили не попали к Эйзенхауэру. Вскоре американский летчик-разведчик Пауэрс на самолете-шпионе «У-2» был сбит над территорией нашего государства, а министр торговли США еще до этого инцидента объявил в печати и по телевидению о том, что он примет все меры к тому, чтобы советский автомобиль «Москвич» не смог попасть на рынки США».
Дальше фотки из блога samsebeskasal.livejournel.com