В последнее время всех стал интересовать вопрос о введении вновь в учебных заведениях школьной формы. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она даёт: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности?
Проблема единой школьной формы рано или поздно возникает в каждой школе. О необходимости введения школьной формы последнее время говорится даже на высшем уровне власти. Единая школьная форма дисциплинирует, настраивает на рабочий лад, прививает вкус к деловому стилю одежды, искореняет проблему «кто дороже одет», экономит родительские деньги, воспитывает чувство сопричастности и принадлежности к родной школе и гордость за неё.
Школьная форма имеет многовековую историю создания. Как особый вид отличительной одежды она впервые появилась в городах Междуречья, в первой пифагорейской школе в Греции, в школах Древней Индии. С развитием цивилизации мода на школьную форму пришла в Англию в 1870 году.
Предпосылки введения школьной формы в Российской империи возникли в начале XIX века. Учрежденное Александром I Министерство народного просвещения в 1804 году приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», который разделил страну на шесть учебных округов с университетом во главе. Гимназические платья официально регламентированы не были, однако воспитанники престижных гимназий и пансионов заимствовали мундиры у студентов своих учебных округов.
Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастёрках, шинелях, куртках, чёрных ботинках и непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчёркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали вне положенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторация – им приходилось несладко. А в дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного покроя 4 для мальчиков и тёмное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.
Чуть позже, Николай I ввёл своим указом «Положение о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года, правила ношения школьной формы. По этому указу все учащиеся подведомственных Министерству Народного Просвещения учебных заведений, должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника»(1).Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Парадные мундиры, детали которых имели ту же цветовую гамму, были украшены золотыми галунными петлицами. У каждого из этих учебных заведений был свой цвет выпушки на фуражке: у Первой Санкт-Петербургской гимназии — красный, у Второй — белый, у Третьей — голубой.
Подводя итог первой главе можно сделать следующий вывод: школьная форма зародилась в городах междуречья. В XIXв. первые предпосылки для возникновения возникли в Российской империи. Форма была строга, без излишеств. Стоит отметить, что среди детей и взрослых формируется неоднозначное отношение к одежде.
При Николае II униформа стала несколько удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто с синими клапанами и белой выпушкой на воротнике, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. На северо-западе Российской империи цвет ученических гимнастерок был темно-синим, на юге — серым. Летом одевались в коломянковые блузы вроде тех, что носили кадеты. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Неизменным атрибутом костюма в любое время года оставались черные суконные брюки.
Воспитанники престижных школ — гимназий, реальных и коммерческих училищ — при Николае II продолжали носить парадный синий мундир. Учащиеся промышленных, городских и духовных училищ, а также сельскохозяйственных и ремесленных школ на праздники наряжались в тужурки и куртки.
В 1918г. гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазной пережитком и отменена вместе со многими другими разумными наработками в области образования. ВЦИК принял декрет «О единой трудовой школе», который упразднил разделение школ на разного вида училища и гимназии. Старая униформа была отменена как символ принадлежности к высшему сословию и пережиток буржуазного прошлого. Кроме того, у государства не было средств для того, чтобы обеспечить формой всех детей РСФСР. Школьники ходили на учебу в том, что могли позволить себе их родители, некоторые донашивали одежду старших братьев и сестер[3].
Также, с точки зрения «классовой борьбы », старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки – «гимназистка»). С другой стороны – форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженная и подневольная положение.
Период "бесформенности" длился до 1948 года. С 1949 года в СССР начался переход ко всеобщему семилетнему образованию, вместе с которым вернулась и обязательная школьная форма. Для мальчиков это были серо-синие гимнастерки с однотонными брюками и фуражки с желтыми выпушками и кожаным ремешком. Гимнастерки подпоясывали черным лакированным кожаным ремнем с пряжкой. Девочки вернулись все к тем же коричневым платьям, только их длина стала заметно короче. Новые правила коснулись и укладки волос: их следовало заплетать в косы и повязывать банты под цвет фартука, в будние дни — черные, в праздничные — белые. В целом «тоталитарная» советская школьная форма практически не отличалась от «элитарной» дореволюционной.
Обязательным дополнением к школьной форме остались октябрятский и комсомольский значки. У пионеров к пионерскому галстуку добавился значок. Появились другие виды значков, в том числе наградные и памятные. "Форма значительно отличается от старой: она синего цвета, девочки будут носить не платье с фартуком, а сарафан или костюм с блузкой. Форма мальчиков 1-3 класса состоит из двух пар брюк (коротких и длинных) и свободной прямой курточки без подкладки. Форма для школьников пионерского возраста - 4-7 классов - состоит из платья-костюма для девочек и костюма для мальчиков; на рукавах пионерские эмблемы. Девушкам и юношам 8-10 классов предлагается комсомольско-школьная форма. В зависимости от особенностей фигуры девушкам сможет выбрать платье-костюм с прямой юбкой и двубортным жакетом или юбку в складку и однобортный жакет[2]. Юноши тоже смогут выбрать костюм с прямым пиджаком или с мягкой курткой спортивного характера. Для школьников всех возрастов принят единый головной убор - синий берет[2]. В 1973 году произошла новая реформа школьной формы, но обязательной она так и не стала, многие остались привержены фасонам старой формы.
Таким образом, стоит отметить, что форма, которая использовалась до 1918г. отличалась особым удобством, комфортом. Оттенок ткани позволял определить территориальное нахождение учебного заведения. После революционных событий в стране отличительная одежда учащихся была упразднена как символ принадлежности к высшему сословию. Только в 1973г. в связи с проведением очередной реформы школьная форма возвращается в обиход ученика учебного заведения.
В современное время все чаще возникает вопрос о необходимости введения школьной формы. Единая школьная форма дисциплинирует, настраивает на рабочий лад, прививает вкус к деловому стилю одежды, искореняет проблему «кто дороже одет».
В 2012г. был введен в действие федеральный закон, согласно которому школа оставляет за собой право самостоятельно выбирать цвет, крой, знаки отличия. Каждый школьник обязан выполнять все требования устава своего заведения. За нарушение устава законный представитель несет дисциплинарное наказание.
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. В ряде школ нет формы, принятой официально, но форма может вводиться на уровне класса, по согласованию с родителями учеников (обычно такую «классную» форму вводят в младших классах). Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля.
Школьная форма советского времени с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, и реже — на другие праздники[1].
Согласно ст.4.8 Устава МБОУ Голицынской СОШ №1 «каждый ученик обязуется соблюдать требования к внешнему виду, школьной одежде, в соответствии с локальным актом общеобразовательного учреждения»[4].
Подводя итог третьей главе можно сделать следующий вывод. В современной России нет единой школьной формы, но в каждой школе существуют правила ношения одежды делового стиля. Образовательное учреждение вправе само выбрать цвет, стиль, знаки отличия одежды учащегося.
Список использованных источников и литературы.
1 Андреева Р.П. Энциклопедия моды. - СПб.: Литература, 1997.-100с.
2.Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. - М.: ЭКСМО, 1995.-230с.
3.Кузьменко О.В. История школьной формы в России / О.В. Кузьменко // Мел / под ред. Д. Л. Волкова [и др.]. – СПб., 2017. Вып.12 – С. 70-75.
4.Устав МБОУ Голицынская СОШ № 1 [Электронный ресурс]. –М.,2015. Режим доступа http://golitsyno1.odinedu.ru/svedenia_ob_obrazov_org/Dokumentyi/Устав%20.pdf,