Самым интересным для любителей балета является процесс репетиций любимых артистов. Как правило, он скрыт от глаз зрителя, поэтому любопытство возрастает.
Сколько раз балерина репетирует вариацию?
Как выглядят артисты без грима?
В какой одежде они репетируют?
Когда под фонограмму, а когда под живой аккомпанемент?
Все эти вопросы остаются почти без ответов. Поэтому особенно интересно читать об этом, смотреть фотографии с репетиций в социальных сетях балерин нашего времени.
Как правило, прежде чем начинаются сольные репетиции, у всей труппы проходит класс. Это экзерсис у станка и на середине зала, знакомый всем с первых лет обучения в балетной школе, святая святых. Проводится он с целью поддержания формы, обязателен для всех, поэтому в некоторых театрах даже отмечают присутствующих по списку. Без класса артист балета не может начать свой день.
Класс может быть отдельно мужской и отдельно женский, но не исключены и совместные занятия.
Класс проходит под аккомпанемент концертмейстера. Это позволяет останавливать музыку, повторять заново, менять темп - обо всем этом может попросить педагог перед началом комбинации.
Педагог задаёт каждый раз новую комбинацию отдельного упражнения экзерсиса, делая это или на личном примере у станка, или терминами классической хореографии. И вот комбинация задана, педагог говорит концертмейстеру:
-Можно!
Это знак, что сейчас зазвучит музыка и начнётся комбинация, а значит артистам нужно быть готовыми вовремя вступить.
Если что-то пошло не так, и педагог не нравится исполнение, он может остановить музыку и концертмейстера словом "спасибо". А затем уточнит детали, расставит акценты.
Но, конечно, самое интересное - репетиции солистов.
Каждому, кто исполняет сольные партии, назначается педагог - репетитор, с которым они готовят партии и проводят очень много времени вместе в репетиционном зале. На протяжении творческой жизни у солиста может быть как один, так и несколько репетиторов. Например, Ульяна Лопаткина начинала сольную карьеру с Ольгой Моисеевой, затем её педагогом стала Нинель Кургапкина, а в конце сценической карьеры - Ирина Чистякова.
Процесс репетиции один на один с педагогом очень важный, а значит не может быть простым.
Он утомителен не сколько из-за физической нагрузки, а сколько из-за постоянных остановок и поиска идеальных решений для исполнения того или иного элемента. Пусть лексика танца одна и та же для всех, но каждый артист по-своему добивается отличного результата. И чтобы найти идеальный способ исполнения, поиск идёт постоянно.
В зеркале артист может зафиксировать и оценить статичную позировку, но без чуткого взгляда педагога выявить несовершенства в движении невозможно - только точные замечания, указание на ошибки позволяет приблизиться к идеалу.
Педагог-репетитор останавливает музыку, когда нужно сделать замечание по поводу только что исполненного элемента. После всех комментариев артист пробует ещё и ещё, пока хороший результат не будет достигнут. Затем вариация или фраза повторятся им сначала с учётом всех замечаний. Если все исправлено, можно двигаться дальше. И так до бесконечности, а точнее - до следующего сложного элемента, который нужно отработать.
Во время репетиции некоторые педагоги сидят у зеркала и только делают замечания, и этого бывает достаточно. Другие могут подходить, показывать лично или исправлять прямо на артисте.
Диана Вишнева вспоминает, что в начале своей карьеры могла подолгу репетировать одно и то же движение, если оно не получалось, а педагог и концертмейстер терпеливо ждали. Иногда педагог позволял ей оставить элемент и подождать до завтра, пока "уложится" в теле. Но Диана не сдавалась: ей нужен был результат сегодня или никогда. Вишнева не скрывает, что в такие моменты часто дело доходит до слез, появляется чувство безысходности, с которым сложно справиться.
Ульяна Лопаткина вспоминает процесс репетиций как "интересный труд". Балерина сравнивает процесс репетиций с рисованием: поиск точных линий, соблюдение рисунка танца, бесконечный поиск идеала. И всегда это ученический труд, потому что когда прима - балерина приходит в репетиционный зал, она опять становится ученицей.
Когда сольная партия готова, из репетиционного зала переходят на сцену. Назначаются сводные репетиции с кордебалетом и оркестром, в костюмах.
Все сольные вариации разных артистов согласовываются с дирижером и оркестром. Можно договориться и попросить где-то замедлить темп, где-то ускорить. Это тоже очень трудоёмкий процесс с постоянными паузами и множеством уточнений. Но это необходимо, чтобы все сработали во время спектакля сообща, чтобы все было исполнено точно и музыкально.
И все равно спектакль остаётся непредсказуемым, может произойти все, что угодно. Поэтому артист должен быть мобилизован абсолютно и готов ко всем неожиданностям. Именно поэтому и нужны такие тщательные репетиции в зале, чтобы на сцене чувствовать себя свободно и уметь достойно выходить из сложных ситуаций.
Форма артистов на классе - свободная, насколько это возможно в такой профессии. Она так или иначе должна повторять тело, не быть широкой, чтобы не скрывать линий, быть "второй кожей". Можно заметить, что каждый выбирает одежду по своему вкусу. У балерин множество вариантов формы на репетиции, и это неудивительно: сейчас огромный выбор купальников, балеток и репетиционных юбок в различных магазинах, особенно за рубежом.
Откуда артисты балета берут энергию?
Стать балериной-талант от природы или стечение обстоятельств
Что такое свод стопы и что с ним делать в балете