Найти тему
Всем балет!

Как проходят репетиции артистов балета?

Самым интересным для любителей балета является процесс репетиций любимых артистов. Как правило, он скрыт от глаз зрителя, поэтому любопытство возрастает.

Сколько раз балерина репетирует вариацию?

Как выглядят артисты без грима?

В какой одежде они репетируют?

Когда под фонограмму, а когда под живой аккомпанемент?

Все эти вопросы остаются почти без ответов. Поэтому особенно интересно читать об этом, смотреть фотографии с репетиций в социальных сетях балерин нашего времени.

Как правило, прежде чем начинаются сольные репетиции, у всей труппы проходит класс. Это экзерсис у станка и на середине зала, знакомый всем с первых лет обучения в балетной школе, святая святых. Проводится он с целью поддержания формы, обязателен для всех, поэтому в некоторых театрах даже отмечают присутствующих по списку. Без класса артист балета не может начать свой день.

Класс может быть отдельно мужской и отдельно женский, но не исключены и совместные занятия.

Совместный женский и мужской класс проводит Борис Акимов. Большой театр
Совместный женский и мужской класс проводит Борис Акимов. Большой театр

Класс проходит под аккомпанемент концертмейстера. Это позволяет останавливать музыку, повторять заново, менять темп - обо всем этом может попросить педагог перед началом комбинации.

Педагог задаёт каждый раз новую комбинацию отдельного упражнения экзерсиса, делая это или на личном примере у станка, или терминами классической хореографии. И вот комбинация задана, педагог говорит концертмейстеру:

-Можно!

Это знак, что сейчас зазвучит музыка и начнётся комбинация, а значит артистам нужно быть готовыми вовремя вступить.

Если что-то пошло не так, и педагог не нравится исполнение, он может остановить музыку и концертмейстера словом "спасибо". А затем уточнит детали, расставит акценты.

Но, конечно, самое интересное - репетиции солистов.

Каждому, кто исполняет сольные партии, назначается педагог - репетитор, с которым они готовят партии и проводят очень много времени вместе в репетиционном зале. На протяжении творческой жизни у солиста может быть как один, так и несколько репетиторов. Например, Ульяна Лопаткина начинала сольную карьеру с Ольгой Моисеевой, затем её педагогом стала Нинель Кургапкина, а в конце сценической карьеры - Ирина Чистякова.

Процесс репетиции один на один с педагогом очень важный, а значит не может быть простым.

Он утомителен не сколько из-за физической нагрузки, а сколько из-за постоянных остановок и поиска идеальных решений для исполнения того или иного элемента. Пусть лексика танца одна и та же для всех, но каждый артист по-своему добивается отличного результата. И чтобы найти идеальный способ исполнения, поиск идёт постоянно.

Ольга Моисеева репетирует с Ульяной Лопаткиной
Ольга Моисеева репетирует с Ульяной Лопаткиной

В зеркале артист может зафиксировать и оценить статичную позировку, но без чуткого взгляда педагога выявить несовершенства в движении невозможно - только точные замечания, указание на ошибки позволяет приблизиться к идеалу.

Педагог-репетитор останавливает музыку, когда нужно сделать замечание по поводу только что исполненного элемента. После всех комментариев артист пробует ещё и ещё, пока хороший результат не будет достигнут. Затем вариация или фраза повторятся им сначала с учётом всех замечаний. Если все исправлено, можно двигаться дальше. И так до бесконечности, а точнее - до следующего сложного элемента, который нужно отработать.

Во время репетиции некоторые педагоги сидят у зеркала и только делают замечания, и этого бывает достаточно. Другие могут подходить, показывать лично или исправлять прямо на артисте.

Диана Вишнева вспоминает, что в начале своей карьеры могла подолгу репетировать одно и то же движение, если оно не получалось, а педагог и концертмейстер терпеливо ждали. Иногда педагог позволял ей оставить элемент и подождать до завтра, пока "уложится" в теле. Но Диана не сдавалась: ей нужен был результат сегодня или никогда. Вишнева не скрывает, что в такие моменты часто дело доходит до слез, появляется чувство безысходности, с которым сложно справиться.

Ульяна Лопаткина вспоминает процесс репетиций как "интересный труд". Балерина сравнивает процесс репетиций с рисованием: поиск точных линий, соблюдение рисунка танца, бесконечный поиск идеала. И всегда это ученический труд, потому что когда прима - балерина приходит в репетиционный зал, она опять становится ученицей.

Когда сольная партия готова, из репетиционного зала переходят на сцену. Назначаются сводные репетиции с кордебалетом и оркестром, в костюмах.

Все сольные вариации разных артистов согласовываются с дирижером и оркестром. Можно договориться и попросить где-то замедлить темп, где-то ускорить. Это тоже очень трудоёмкий процесс с постоянными паузами и множеством уточнений. Но это необходимо, чтобы все сработали во время спектакля сообща, чтобы все было исполнено точно и музыкально.

И все равно спектакль остаётся непредсказуемым, может произойти все, что угодно. Поэтому артист должен быть мобилизован абсолютно и готов ко всем неожиданностям. Именно поэтому и нужны такие тщательные репетиции в зале, чтобы на сцене чувствовать себя свободно и уметь достойно выходить из сложных ситуаций.

Форма артистов на классе - свободная, насколько это возможно в такой профессии. Она так или иначе должна повторять тело, не быть широкой, чтобы не скрывать линий, быть "второй кожей". Можно заметить, что каждый выбирает одежду по своему вкусу. У балерин множество вариантов формы на репетиции, и это неудивительно: сейчас огромный выбор купальников, балеток и репетиционных юбок в различных магазинах, особенно за рубежом.


Откуда артисты балета берут энергию?
Стать балериной-талант от природы или стечение обстоятельств
Что такое свод стопы и что с ним делать в балете