Найти тему
Men's theme (Мужская тема).

Jatco. Ничего особенного, обычный японский перфекционизм.

Ни для кого не секрет, что еще в 2012 году японская компания jatco начала поставки коробок передач для отечественного автопрома. Компания мирового уровня, на 75% принадлежит ниссан, так что интеграция отечественного автопрома в мировой идет вполне логично. Естественно есть представительства в Москве и в Тольятти.

Историю jatco можно вести с 1943 г. именно тогда был основан Ёсиварский авиастроительный завод. В 1970 г. на нем было налажено производство автоматических трансмиссий и появилось название jatco "Японский Завод Автоматических Трансмиссий" (Japanese Automatic Transmission Co). Сейчас это один з крупнейших производителей АКПП в мире, входящий в тройку лидеров по количеству производимых изделий. В 2017 году объем мирового производства Jatco, достиг 100 миллионов единиц. Парк автомобилей на которые устанавливаются его трансмиссии огромен, это не только альянс рено-ниссан, но и множество сторонних автопроизводителей.

Секрет успеха прост. Делай качественно и не дорого. Jatco лидер именно по производству недорогих коробок, для небольших автомобилей. Здесь обороты набирает производство бюджетных вариаторов. В 2019 г. их внедрили и на отечественном автопроме. Конечно, вариаторы пока отстают по надежности от классических автоматов, но у них большой потенциал развития при относительно низкой цене производства. Учитывая общую тенденцию к снижению срока службы автомобилей, вариаторы на гребне волны.

Вариатор по частям
Вариатор по частям

Все коробки передач очень схожи по строению. Как в принципе и любой редуктор. И задача у всех у них одна преобразование крутящего момента в количество оборотов в секунду и наоборот. Любой редуктор состоит из корпуса, валов и передающего звена. В роли передающего звена, в зависимости от задач может выступать ременная передача, цепная передача или зубчатая передача. В классических коробках стоит зубчатая передача, в вариаторе цепная. Изготовление нескольких шестерен передачи дороже изготовления цепи и конусов, за счёт этого происходит выиграш в цене при производстве. Но тут есть и обратная сторона, вместо того чтобы распределяться по шестерням, вся нагрузка ложится на одну передаточную пару, что приводит к повышенному ее износу. Здесь японцы не придумали ничего нового, они просто довели то что было, если не до совершенства, то до превосходного качества. Не знаю, толи это особенности менталитета, толи отлаженная система обучения-производства-контроля... возможно все вместе, но результат отличный.

Давайте глянем на описание технологии производства на официальном сайте jatco. Думаю все новейшие разработки, ну там нано технологии, плазменно-протонно-анигиляционная резка были бы на первой странице. Ничего такого нет. Если просмотреть фото на сайте, увидишь сложную механику, трудящихся людей, но ничего сверх естественного там нет.

Технология производства
Технология производства

Более того, они практически не скрывают всю технологию производства, описан каждый этап. Вся технология давно известна, я ее учил по учебникам середины прошлого века, ковка - даёт "наклеп", смещение ребер решетки металла, и упрочнение в месте деформации, так изготавливаются высоконагруженные детали.

Литье. Тут и говорить не о чем технологии не одна тысяча лет. Механическая обработка. Станков с ЧПУ сейчас пруд пруди, на каждом российском заводе 3-5 осевые используются как по назначению, так не по нему. Без сомнений, есть и узко специализированные станки, которые есть только у jatco, но их не так много, как и на любом специализированном производстве. Контроль. Вы когда-нибудь сталкивались с отечественной военной приемкой?

Тут стоит отдельно отметить, что именно из Японии пошли лучшие системы качества, Тойота вообще считается образом такой системы. Ее опыт описывается во всех учебниках и считается эталоном организации производства. В настоящее время в нашей стране государство тоже осваивает эту систему, появились госпрограммы, бесплатные обучения, тренинги... Но, как обычно, в первую очередь предприятия используют эти программы чтобы получить материальную выгоду здесь и сейчас.

Вот и получается, что если взять хорошую технологию, добавить грамотную систему качества и сдобрить японским перфекционизмом, получится то самое японское качество. И jatco полностью попадает под все его определения.