В этой статье буду рассмотрены два механизма управления потреблением информации - это блокировка нежелательного отправителя и уведомление об отказе от получения рекламной информации.
Откуда появилась тема этой статьи?
Существует механизм отказа от нежелательных рекламных сообщений на основе реализации права, указанного в статье части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Однако, может показаться проще заблокировать сообщения навязчивого отправителя по его e-mail, имени или идентификатору.
В отношении законодательства о рекламе у двух сравниваемых механизмов отказа от получения информации совершенно разное юридическое значение и цели использования.
Раньше рекламные рассылки было проще заблокировать, добавить в чёрный список и не отвлекаться на прочтение разных ненужных сведений. Некоторые пользователи электронных почтовых сервисов так делают и по сей день, пополняя свои "чёрные списки" (фильтр блокировки отправителей сообщений).
Что происходит при блокировке отправителя?
Пользователь почтового сервиса, номера мобильной связи, аккаунта мессенджера через программные правила фильтрации сообщает профилю, что по какой-то известной ему причине он не хочет получать информацию от конкретного отправителя в течение неопределённого срока.
С юридической точки зрения не происходит никаких последствий:
- не происходит информирование отправителя
- не осуществляется волеизъявление пользователя сервисам, оказывающим услуги связи.
В аналоговом мире подобную блокировку можно сравнить с получением бумажной рекламы в физический почтовый ящик и уничтожением её без прочтения при получении всей почтовой корреспонденции.
То есть, блокировка отправителя сообщений - это личное дело пользователя, в которое не вмешивается ни сам отправитель, ни оператор связи.
Что происходит при отказе от получения рекламных сообщений отправителя?
При правильном проведении процедуры отписки от рекламных сообщений или отзыва у оператора связи своего согласия на получение рекламных сообщений происходит уведомление всех участвующих в рекламном информационном обмене сторон о нежелании конкретного пользователя (абонента) получать рекламные сообщения от конкретного отправителя или от всех.
Последующие отправки рекламных сообщений на адрес пользователя, заявившего о своём отказе, будут являться нарушением законодательства о рекламе или о связи (зависит от конкретных обстоятельств).
Следовательно, проводить процедуру отказа от рекламных сообщений необходимо, если пользователь хочет официально отказаться от получения ненужных ему сведений с удалением его данных из списков рассылок распространителей рекламы.
ФАС России разъясняет в своих инструкциях, что рассылка рекламы после правильно проведённой пользователем (абонентом) процедуры отказа от рекламных сообщений является основанием для заявления в территориальные органы антимонопольного контроля.
В чём ещё различия между блокировкой отправителя рекламы и отказе от получения рекламных сообщений?
Как уже упоминалось в этой статье выше, при отказе от получения рекламы происходит исключение данных пользователя (абонента) из списков рассылок распространителей рекламы.
В цифровом пространстве существует такое понятие, как цифровой штамп пользователя. Этот штамп содержит всю информацию о действиях пользователя в цифровой среде, а также всю информацию о действиях других лиц и технических средств с данными владельца цифрового штампа.
Поэтому, чтобы цифровой штамп был более достоверным относительно жизнедеятельности его владельца (гражданина), необходимо правильно проводить процедуры удаления неактуальных данных в цифровой среде.
Одной из процедур очистки и корректировки цифрового присутствия гражданина является проведение отписок от нежелательных или неиспользуемых рекламных и информационных рассылок.
Изучайте информационную культуру, следите за своей информационной гигиеной.
Дополнительные материалы по теме этой статьи:
24 января 2020 года.
автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.
Участвуйте в обсуждении, пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).