Уже в VII–VIII веках восточными славянами были сформированы основные сферы общественной деятельности: ремесло; сельское хозяйство; ратное дело и военная наука; письменность; литература; иконопись; зодчество. Тогда же были сформированы практические знания о природе, соответственно опыт восточных славян сыграл одну из значимых ролей в формировании древнерусской культуры.
В VII-VIII в.в. усвоение и передача накопленного опыта, трудовых навыков и полезных наблюдений происходили под влиянием языческой религии древних славян, и вплоть до конца X века в Древней Руси господствовало язычество.
Культурное взаимодействие Древней Руси с другими странами того периода было довольно активным, но наибольшее влияние оказала Византия, культурное взаимодействие с которой было интенсивным и плодотворным, но не отличалось постоянством. После принятия христианства, наиболее сильно влияние проявилось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства.
Однако наиболее значимыми источниками формирования древнерусской культуры выступили: самобытные знания, опыт предков, ремесленно-хозяйственный комплекс и ратные подвиги, ставшие основой для формирования уникальных культурных особенностей восточных славян, и принятие христианства, послужившее основой для вхождения в сообщество европейских народов, а также повлиявшее на развитие письменности, просвещения, литературы, зодчества, искусства, гуманизации нравов народа и духовное возвышение личности.
Крещение Руси в 988 году провел князь Владимир Святославович.
Владимир, понимая всю ущербность и упадочность состояния язычества, стремился найти новую религию, способную объединить русский народ.
К слову о различия систем ценностей христианства и язычества: язычество у всех народов олицетворяет природные силы и стихии, рождая множество богов. При этом понятие человеческой личности и ценности его, как индивида отсутствует полностью. Античная культура и пантеоны древнегреческих и древнеримских богов также не обладали этими качествами. Христианство дала веру и надежду каждому человеку, что ему поможет Бог, заступник и благодетель, при этом появилось понятие человеческой личности и ценности его души. Переход к христианству означал переход Руси к более высоким ценным гуманистическим и нравственным идеалам.
В период IX–XIII веков произошла смена языческих верований и установление православных представлений о человеке, его роли, значимости, устройстве мира, жизни и т.д. С христианством появились ограничения, моральные и нравственные нормы, которые также нашли отражение в культуре Древней Руси. Христианство сформировало основу объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Произошла гуманизация общества. С другой стороны, принятие христианства означало переход к новому уровню цивилизационного развития. Русь стала частью европейского христианского мира и с того момента стремится играть в нем видную роль.
Результатов влияния христианства в византийском варианте на культуру Древней Руси IX–XIII веков следует выделить следующие: установление новых политических, культурных и торговых связей со всеми странами христианского мира; толчок в развитии городской культуры; опора власти на религию как на социально-нормативный институт; создание на Руси великолепных образцов архитектуры и искусства; распространение письменности и книжности; появление летописей, школ; церковь стала инструментом централизации государства и создала идейные основы государственного управления (а позднее и самодержавия); установление традиционализма, как основы общественного развития; культурная замкнутость страны вследствие отторжения латинского и античного наследия; ориентация человека на духовные преобразования, самосовершенствование, приближение к христианским идеалам в ущерб ориентации на преобразующую деятельность.
ПИСЬМЕННОСТЬ.
Во второй половине X в. была создана "глаголица" – на ней делались первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии
Ключевым событием данного периода сало создание славянской азбуки монахами-миссионерами Кириллом и Мефодием. Новая азбука – "кириллица" – вытеснила глаголицу. Кириллица имела гот же алфавитно-буквенный состав, что и глаголица, но отличалась от нее более простой и четкой формой букв и точным соответствием звуковому составу старославянского языка.
Появилось множество переводов греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Эти переводы становились достоянием грамотных людей
В сельской местности население оставалось почти сплошь неграмотным. В XI веке учить грамоте стали не только мальчиков, но и девочек.
ЛИТЕРАТУРА.
Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы.
Первый известный автор литературного произведения – митрополит Иларион, священник княжеской церкви в Берестове. В 40-х гг. XI в. Он написал "Слово о законе и благодати", в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории.
В произведениях того времени, особенно в "Повести временных лет" озвучены идеи единства Руси, угрозы государству из-за политической вражды в русских землях. Ясно предугадывается будущая политическая катастрофа. В XII веке традиции в литературе продолжаются.
Ключевые черты литературных произведений связаны с образом человека и единением государства. Особенно важно это было в период, когда владимиро-суздальские князья начали реализацию политики централизации власти.
ФОЛЬКЛОР.
В фольклоре Руси IX–XIII вв. преобладали былины, в которых главным героем был богатырь – защитник народа. Богатыри наделены огромной физической силой. Например, описание Ильи Муромца:
При этом богатыри – это миролюбивые герои, они берут оружие тогда, когда нет другого выхода. Такой богатырь – это выходец из народа, крестьянский сын. Другой богатырь – Волхв Всеславич. Он мог обернуться сизым соколом, серым волком, мог стать и Туром – Золотые рога Среди богатырей и боярский сын Добрыня Никитич, и представитель духовенства Алеша Попович. Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они были как бы выразителями общих народных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита народа от лютых врагов. В былинах враг – это обобщенный образ внешнеполитических противников Руси. Борьба с ними прочно вошла в сознание народа. Например: Тугарин – образ половцев с их ханом Тугорканом, борьба с ними шла в последней четверти XI века.
ЗОДЧЕСТВО.
На Руси долгое время здания и строения возводились из дерева. В дереве выражалось слияние архитектурных сооружений с окружающей природой.
С развитием христианской культуры появляется каменная архитектура. От Византии перенято сооружение церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Этот образец применялся к традициям русской деревянной архитектуры.
Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме, когда были возведены чудеса русской архитектуры: Успенский собор во Владимире; Белокаменный дворец в Боголюбове; Золотые ворота во Владимире; Храм Покрова на Нерли. Две главные отличительные черты русской архитектуры того времени: Резьба по камню Органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом
ИСКУССТВО.
Основные направления искусства в Древней Руси в дохристианский период: Резчики по дереву и камню вырезали скульптуры языческих богов и разных духов. Художники разрисовывали стены языческих капищ, создавали эскизы масок, которые делали ремесленники. Музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, исполняли произведения языческой тематики, народные творения и т.п. В языческом искусстве плоть торжествовала над духом, основу составляли сюжеты, олицетворяющие природу и всё земное. В христианском искусстве, напротив, дух превозносился над плотью, основу сюжетов составляли различные подвиги, возвышавшие человека, а также нравственные принципы христианства.
В результате, ключевой особенностью искусства Древней Руси после принятия христианства стало преобразование аскетизма, строгости и возвышенности византийского искусства через радостное мировосприятие славян, их представления о добре и зле.
Живопись становится очень близкой к натуре (кроме икон, которые несли в себе все черты условного иконописного лика), активно развивается фресковая живопись и мозаика.
Изображения не имеют византийской суровости, формы мягкие и округлые.
Подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры: браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. Особенно отличаются оклады икон, а также книги того периода. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство
ВЫВОД.
На культуру Древней Руси IX-XIII веков мощное влияние оказало эпическое наследие древних славян и принятие христианства. Была создана особая национальная культура, в тот период создано множество интереснейших архитектурных памятников, произведений литературы и живописи. Особо следует отметить рост городов, где активно развивалось декоративно-прикладное искусство. Культура Древней Руси IX-XIII веков отличается высокими критериями творчества, искусством, чуждым внешним эффектам, и очень глубокой духовной составляющей. В период с IX по XIII век заложен фундамент дальнейшего развития русской национальной культуры. Мощь культуры Древней Руси была такова, что ее не смогли сломить последующие катастрофы.