Вода — основа жизни, но не для текста. Вода в тексте — это слова, не помогающие читателю понять идею. Определить их очень просто. Если вы удаляете слово, словосочетание или предложение из текста, и его суть от этого не меняется, значит, это вода.
Есть инструменты, определяющие водность текста. Но сейчас они уже не актуальны. Максим Ильяхов, известный редактор, называет воду словесным мусором. В его понимании все конструкции в предложении, которые можно упростить, содержат мусор. который мешает читателю докопаться до сути.
Еще задолго до Ильяхова к этой же проблеме обращался Корней Чуковский в своем рассказе “Живой как жизнь”. Кому интересно, почитайте.
Почему вода появляется в тексте⠀
Мы льем воду тогда, когда нам нечего сказать. Часто читаете что-то типа такого:
Сегодня каждому известны масштабы эпидемий…
На сегодняшний день проблема состоит в том, что….
“нельзя не отметить”, “нельзя не признать”, “нельзя не указать”, “поскольку при наличии вышеуказанной ситуации”.
⠀
Чуковский приводит славный пример, как мог бы звучать Пушкин, будь он бездарным копирайтером:
⠀
Надо отметить, что в синем небе звезды блещут,
Необходимо сказать, что в синем море волны хлещут,
Следует особо остановиться на том, что туча по небу идет,
Приходится указать, что бочка по морю плывет.
⠀
А все дело в подходе. Копирайтер получает задание:
⠀
...написать текст о синем небе со звездами на 2000 символов. Указать, что в нашем небе есть туча.
Информации критично мало, чтобы размазать ее на указанный объем текста, но находчивый копирайтер знает, как написать серьезный текст — льет воду, не иначе.
⠀
Что делать
- Запрашивать информацию у заказчика — выяснить цель текста, что надо прорекламировать, к какому действию подвести читателя, где будет размещаться, характеристики неба и тучи
- Анализировать поисковую выдачу — как другие сайты хвалят небо и тучу
- Ставить себя на место читателя — что бы я хотел узнать о синем небе
⠀
Поделитесь в комментариях, что самое сложное для вас в работе с текстом?