Найти в Дзене
Ученая кошка

Как узнали о Хильде Лисевич, осужденной на Бельзенском процессе

Часто в комментариях к моим статьям, посвященным надзирательницам концлагерей (особенно амнистированным), можно найти вопрос: "Что дальше было с освобожденными? Раскаивались они или нет?"

Это история о Хильде Лисевич, одной из осужденных на Бельзенском процессе.

Однажды в обычную квартиру в Гамбурге позвонили. Дверь открыла 93-летняя женщина, жительница Гамбурга с 1970 года - Хильде Михния. Овдовевшая 44 года назад, мать двоих детей и добропорядочная католичка встретилась с репортером WELT. Они еще не раз встретятся: журналист и бывшая надзирательница лагеря Берген-Бельзен.

Фото из открытых источников (2015 г.)
Фото из открытых источников (2015 г.)

Хильде Михния (в девичестве Лисевич) не распространялась о своем прошлом, поэтому так долго к ней и не было вопросов. Жила себе старушка по соседству, с которой вместе ходили в церковь, праздновали юбилеи. Свою тайну Хильде выдала сама. Она поделилась с знакомой, что раньше работала в лагере Берген-Бельзен. Вскоре соседка переехала в Дублин, где спустя несколько лет услышала интервью по радио одного из бывших заключенных лагеря Берген-Бельзен.

Томи Райхенталь был 9-летним ребенком, попавшим в концлагерь.

Соседка Хильде связалась с ним, сказав, что знает одну из надзирательниц Берген-Бельзен. Томи Райхенталь делал попытки встретиться с Хильде, так как готовил в это время документальный фильм, но та отказалась.

Между тем фильм вышел в свет. А потом появились вопросы в отделе, который занимается преступлениями нацистов, прокуратуры Гамбурга.

Внезапно все узнали, что рядом живет Хильде Лисевич, которая работала в лагере Гросс-Розен, принимала участие в "марше смерти" до концлагеря Берген-Бельзен. В Берген-Бельзене она следила за работой кухни. По показаниям свидетелей она била заключенных палкой или куском шланга, прыгала на них и обещала прикончить, если они издадут хоть один звук.

Фото из открытых источников (1945 г.)
Фото из открытых источников (1945 г.)

На суде Хильде Лисевич все отрицала. Она никого не била, ничего не знала и не видела. А во время "марша смерти" вообще варила узникам шоколад и кормила супом.

Приговор был достаточно мягок. За "работу" в концлагере женщина получила срок в 1 год и благополучно вышла на свободу в 1946 году.

Но вернемся в наши дни.

Раскаивалась Хильде Лисевич в произошедшем? Нет. Все то время, когда журналисты брали у нее интервью, ей нравилось их внимание. Она не переставала улыбаться и говорить, что они ничего не сумеют теперь доказать.

Как и на суде 1945 года она все отрицала. Она не видела изможденных людей, не видела тела людей, которых было столько, что британцы сгребали их экскаваторами. Она ничего не видела, хотя есть ее видеоинтервью и показания свидетелей.

Впрочем, дело об участии Хильде Лисевич в "марше смерти" прокурором уже закрыто из-за невозможности собрать нужное количество свидетельств ее вины.