Некоторые события навеяли это отступление от обещанного продолжения темы ("Толерантность в школе 2 - чего хотели и что получили"). Но это не совсем отступление, скорее некоторый комментарий.
Однажды в Питере
Года три тому назад или немногим больше на одном районном учительском семинаре в красивой новой школе на живописной окраине Выборгского района Санкт-Петербурга хозяева мероприятия представляли концерт силами кружков и творческих объединений школы. И всё вроде было замечательно. Гостеприимные хозяева, талантливые ребята, но… Глядя на всё это великолепие, у меня оформилась мысль, видимо давно витавшая где-то в голове: насколько уважительны и точны фольклорные выступления разных народностей России, ближнего и не очень зарубежья. И насколько глупо на этом фоне выглядят почти всегда попытки изобразить русские народные танцы: девочки в безумных сарафанчиках, бьющие себя пятками по ягодицам как на уроках физкультуры, мальчики в рубашках с огромными цветами, старательно вколачивающие что-то пятками в пол, заняв «традиционную» позицию руки на поясе. Такой вот жуткий балаган а-ля рюс почему-то большинство хореографов и почитают за русские народные танцы. И публика с ними вполне солидарна, не замечая всей нелепости происходящего.
А причём здесь программа «Толерантность»?
Чем была вызвана программа «Толерантность»? Необходимостью снизить напряжённость и агрессию в отношениях между местными жителями и прибывающими мигрантами с Кавказа и Средней Азии. Мигранты из Финляндии, даже если бы всё население этой страны переселилось в Питер, вряд ли смогли бы вызвать своим появлением столько конфликтов в силу своего темперамента, хотя… кто знает… Но это всё гипотетически, а сложилось как сложилось.
Но при этом никто почти не задумался над тем, что же должны воспринять как образец и во что должны были включиться те, кто у себя на родине во многом ещё живёт в традиционном обществе? Кстати, у нас всеми силами стараются показать, что традиционное общество – это нечто отсталое и отвратительное (не согласен с этим совершенно, но это уже тема для отдельного разговора). Могут ли «навязать» свой национально-культурный код те, кто и на своём родном языке толком общаться не может? Для современного школьника русские пословицы – нечто в реальности не существующее. А вместо национальных традиций – национальный колорит в стиле «клюквы развесистой». И что там говорить уже о "довлеющем" культурном влиянии!
Ну и если статистическое исследование провести по таким показателям как элементарные проявления вежливости, пальма первенства будет явно не за местным населением.
А что собственно изменилось?
Наверное, что-то изменилось. Может быть даже в лучшую сторону. Только никакой программы «Толерантность» просто не понадобилось бы, если бы мигрантам можно было предложить помимо возможности заработка и относительно комфортных условий проживания что-то и для души, так сказать. Если принимающая сторона кроме конспекта чуждых ценностей может действительно демонстрировать собственное национальное культурное достояние и национальное достоинство. То, что действительно ценно и достойно для того, чтобы сделать частью своего образа жизни.
Да, этнических погромов у нас нет, но многие учителя также с презрением относятся к «нацменам», хотя и стараются этого не показывать. Хотя, справедливости ради, следует сказать, что мне, например, среди учеников, справляющихся на отлично с заданиями по русской истории и русской культуре, эти самые «нацмены» попадаются куда как чаще «аборигенов». Вот такой парадокс!
Традиционное: читайте и перечитывайте, ставьте «like», подписывайтесь на канал, комментируйте. Продолжение следует.
Читайте также:
Толерантность в школе - что это за зверь?
Толерантность в школе 2 - чего хотели и что получили
Толерантность в школе 4 - ещё одно лирическое отступление