Найти тему

Прогулка по Старому городу Дубровника. Часть 1.

Впереди два поста, посвящённых достопримечательностям и интересным объектам внутри стен Старого города Дубровника. В этом посте пройдём по основным улицам и побываем на главных площадях Старого города, там, где кипела жизнь средневекового города.

Обычно туристы проходят в Старый город с западной стороны — через Ворота Пиле. С этой стороны и мы начнём прогулку по жемчужине Дубровника, которая в 1979 году была добавлена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Карта Старого города на русском языке.
Карта Старого города на русском языке.
1. Фото Ворот Пиле изнутри Старого города.
1. Фото Ворот Пиле изнутри Старого города.
2. Слева — лестница на прогулочный маршрут по городской стене, правее неё — церковь Святого Спаса.
2. Слева — лестница на прогулочный маршрут по городской стене, правее неё — церковь Святого Спаса.
3. Прогулка по городским стенам оплачивается отдельно и это недешёвое удовольствие (около 26 евро на момент лета 2019), но желающие полюбоваться Дубровником сверху всегда находятся.
3. Прогулка по городским стенам оплачивается отдельно и это недешёвое удовольствие (около 26 евро на момент лета 2019), но желающие полюбоваться Дубровником сверху всегда находятся.
4. Церковь Св. Спаса построена в 1528 году.
4. Церковь Св. Спаса построена в 1528 году.

В 1667 году во время разрушительного землетрясения эта церковь выстояла, и по такому случаю на ее фасаде позднее была сделана монументальная надпись.

5.
5.
6. Францисканский монастырь (церковь Малого братства).
6. Францисканский монастырь (церковь Малого братства).

Монастырь построен в XIV веке, но при землетрясении 1667 года церковь полностью сгорела и позже была реконструирована в барочном стиле. В церкви находится захоронение великого поэта Ивана Гундулича, основателя хорватской литературы.

На этой же площади у Ворот Пиле расположен знаменитый древний фонтан Онофрио (или Большой фонтан).
На этой же площади у Ворот Пиле расположен знаменитый древний фонтан Онофрио (или Большой фонтан).

Источник фото.

Фонтан, построенный еще в 1438 году итальянцем Онофрио, знаменит тем, что в те годы, когда в городах Адриатического побережья для водоснабжения использовалась только дождевая вода, в Дубровнике было решено провести в город водовод из источника питьевой воды, находившегося в 12 км от города. В этом фонтане гости города должны были мыться, прежде чем будут допущены в город: Дубровник опасался чумы и свято соблюдал гигиену. Первоначально фонтан был двухэтажным, но второй этаж был уничтожен во время землетрясения 1667 года. Вода из источника выливается через отверстия, всего их 16, а сопла украшены каменными маскаронами.

7. Сопло фонтана Онофрио с маскароном.
7. Сопло фонтана Онофрио с маскароном.

Латинское название города, закрепившееся до сих пор в итальянском языке, — Рагуза (лат. Ragusa, а также Ragusium) — происходит от названия адриатического острова, на котором было основано первое поселение беженцев из Эпидавра (современный Цавтат), которые оставили свой город не то под давлением аваро-славянского нашествия, не то после разрушительного землетрясения 649 года. Напротив островной Рагузы, на материке, у подножия горы Срдж, в том же VII веке возникло славянское поселение, под названием Дубрава (в честь окружающих дубовых рощ), впоследствии трансформировавшееся в Дубровник. Постепенно оба поселения срослись в одно, а разделявшая их протока была осушена и на её месте возникла центральная улица города — Страдун.

8. Пройдёмся по Страдуну — главной улице исторического центра Дубровника.
8. Пройдёмся по Страдуну — главной улице исторического центра Дубровника.
9. Один из входов в Францисканский монастырь.
9. Один из входов в Францисканский монастырь.

Над порталом размещён трогательный рельеф «Пьета», изваянный братьями Петрович в 1499 году. "La Pieta" — это сострадание по-итальянски. На рельефе мать держит на руках умирающего сына: это тело Христа убитого на кресте, снятого с него и возложенное в руки Марии, его матери. Оплакивание Марией Христа — один из самых сильных образов в христианстве.

10.
10.
11. Пешеходная улица вымощена известняком и её длина составляет 300 метров.
11. Пешеходная улица вымощена известняком и её длина составляет 300 метров.
12. Оглядываемся назад, в сторону западных ворот Старого города.
12. Оглядываемся назад, в сторону западных ворот Старого города.

На первых этажах домов вдоль Страдуна ведётся бойкая торговля.

13.
13.
14. Пара фото интерьеров аптеки на Страдуне.
14. Пара фото интерьеров аптеки на Страдуне.
15. Выполнено оригинально, интересно и познавательно.
15. Выполнено оригинально, интересно и познавательно.
16. Известняковые дома со ставнями, выполненными в одинаковом стиле.
16. Известняковые дома со ставнями, выполненными в одинаковом стиле.

Однообразный ритм застройки — результат реконструкции после землетрясения 1667 года, когда была реализована плановая застройка Страдуна каменными барочными зданиями одинаковой высоты и сходных фасадов, с обязательными магазинами на первых этажах.

17. Подходим к площади Ложе, на которой расположена большая часть исторических памятников Старого города.
17. Подходим к площади Ложе, на которой расположена большая часть исторических памятников Старого города.
18. Сигнальная башня высотой 31 м (1444 года постройки).
18. Сигнальная башня высотой 31 м (1444 года постройки).

В самом центре площади стоит колонна в честь защитника города — доблестного рыцаря Орландо (в данный момент на реконструкции). В IX веке город сумел противостоять длительной 15-месячной осаде сарацинов и в память о этом был воздвигнут монумент Орландо — символ победы.

19. Дворец Спонза.
19. Дворец Спонза.

Спонза — название старого района, где в раннем Средневековье находились цистерны для сбора дождевой воды. Дворец был построен Паское Милицевичем в 1516—1521 гг. в готическом стиле эпохи Возрождения. Во время Дубровницкой республики здание использовалась по-разному. В различное время в нём размещались таможня, казначейство, банк, монетный двор и школа. В настоящее время в нём располагается Государственный архив, содержащий множество старинных исторически ценных документов.

20.
20.
21. Часы на сигнальной башне реализованы с единственной часовой стрелкой.
21. Часы на сигнальной башне реализованы с единственной часовой стрелкой.

Дубровницкий художник Матко Юнчичем создал две медные фигурки, прозванные "Маро" и "Боро", которые установлены в верхней нише колокольни и бьют в колокол молоточками в полдень. Под часами установлен указатель фаз Луны, а ещё ниже его — два табло с цифровым отображением времени.

22.
22.
23. Арка в здание бывшей Городской стражи или полиции.
23. Арка в здание бывшей Городской стражи или полиции.
24. Малый фонтан Онофрио.
24. Малый фонтан Онофрио.
25.
25.
26. Тыловая часть колонны Орландо.
26. Тыловая часть колонны Орландо.
27. Церковь св. Власия.
27. Церковь св. Власия.

По преданию, армянский мученик Святой Влах (Власий) явился в 900-х годах местному священнику и предупредил о нашествии венецианцев. Хотя святой Власий был к тому времени уже мертв (казнён по приказу правителя Агриколы в 300-х годах), он явился священнику Дубровницкого собора во сне, чтобы предупредить его о предстоящем вражеском вторжении. Хотя эта история — всего лишь часть антивенецианской пропаганды, предпринятой около 1000 года, её оказалось достаточно, чтобы возвести святого Влаха в ранг покровителя города. Всего в городе 27 статуй Святого Влахо.

Построена в начале XVIII века на месте старой романской церкви, которая пережила сильное землетрясение 1667 года, но сгорела в 1706 году. Новое здание возводилось в период с 1706 по 1715 год по проекту венецианского архитектора Марина Гропеллиа. Храм получил богато украшенный фасад с порталом в стиле барокко, а также широкую лестницу. Кроме того, на крыше сооружён большой купол. На главном алтаре церкви стоит позолоченная статуя св. Власия из серебра, работы местных мастеров XV века. В руках святого находится модель города до землетрясения 1667 года.

28. Маскарон церкви св. Власия.
28. Маскарон церкви св. Власия.

Осмотрев главную площадь города, поворачиваем направо, на площадь перед дворцом Ректора.

29. Вид в обратную сторону, на площадь Ложа.
29. Вид в обратную сторону, на площадь Ложа.
30.
30.
31.
31.
32.
32.
33. Впереди виден находящийся на реконструкции Кафедральный собор Вознесения Девы Марии.
33. Впереди виден находящийся на реконструкции Кафедральный собор Вознесения Девы Марии.

Рассмотрим собор чуть позднее в этом посте.

34. Слева виден Княжеский дворец.
34. Слева виден Княжеский дворец.
35. Готический дворец с ренессансными и барочными реконструкциями, построенный в середине XV века, был одним из важнейших зданий в старом Дубровнике для местопребывания правительства Республики.
35. Готический дворец с ренессансными и барочными реконструкциями, построенный в середине XV века, был одним из важнейших зданий в старом Дубровнике для местопребывания правительства Республики.

Во дворце жил князь, выбирающийся на месяц и отделённый от своей семьи (чтобы она не смогла повлиять на принимаемые князем решения), размещались Залы Большого и Малого совета, Сената, зал заседаний, нотариальная контора, тюрьма, оружейная палата и склад. Над главным входом высечена надпись: "Obliti privatorum publika curate — Забудьте личные проблемы и позаботьтесь о государственных делах". Сам правитель не мог выходить из здания по личным делам, а только для исполнения своих прямых обязанностей или в случае болезни. Дворец служил княжеской резиденцией до 1808 года, когда французский маршал Огюст Мармон отменил республиканскую форму правления в Дубровнике. Ныне во дворце выставлены картины итальянских и местных художников, в вестибюле устраиваются концерты.

36. Особенную ценность представляют собой капители колонн аркады, они все разные.
36. Особенную ценность представляют собой капители колонн аркады, они все разные.
37.
37.
38.
38.
39.
39.
40. Кафедральный Собор Вознесения Девы Марии был спроектирован в стиле римского барокко итальянским архитектором Буффолини в 1713 г., а работы были закончены местным мастером Ильёй Катичичем. Сооружение было возведено на том самом месте, где раньше находился романский собор, построенный в XII-XIV вв. и повреждённый землетрясением в 1667 г.
40. Кафедральный Собор Вознесения Девы Марии был спроектирован в стиле римского барокко итальянским архитектором Буффолини в 1713 г., а работы были закончены местным мастером Ильёй Катичичем. Сооружение было возведено на том самом месте, где раньше находился романский собор, построенный в XII-XIV вв. и повреждённый землетрясением в 1667 г.

Старые дубровницкие летописцы пишут, что английский король Ричард Львиное Сердце потерпел кораблекрушение в Адриатическом море вблизи острова Локрум. Испугавшись, король дал обет построить 2 собора, если выживет. Королевскому кораблю удалось уклониться от шторма. Король, согласно легенде, дал приказ построить теперешний дубровницкий собор.
Заходим слева на площадь перед главным входом в Кафедральный Собор, который расположен с ближнего к Старому порту торца здания.

41. Боковой фасад Княжеского дворца.
41. Боковой фасад Княжеского дворца.
42.
42.
43.
43.
44.
44.
45. Панорама центрального входа в Собор Вознесения Девы Марии.
45. Панорама центрального входа в Собор Вознесения Девы Марии.

Собор состоит из трёх нефов и трёх апсид (в плане он имеет форму латинского креста), украшен большим барочным куполом, видным на предыдущих фото.

46.
46.

В приделе собора можно увидеть полиптих работы Тициана, созданный в 1552 г. На нём изображена сцена Вознесения Богоматери. Соборная сокровищница представляет коллекцию из более 200 артефактов религиозного искусства, многие из которых имеют значительную культурную и художественную ценность. Самые ценные из них — мощи святого Блазиуса и фрагмент «Истинного креста» с Голгофы, на которой, по преданию, распяли Христа. В соответствии с традицией, реликвии в сокровищнице собора хранятся под тремя ключами, каждый из которых хранился у трех разных людей: секретаря республики, дубровницкого епископа и ректора кафедрального собора. Внутри собора также стоит орган и хранятся полотна итальянских художников XVI-XVIII веков.

47. Статуи святых в нишах.
47. Статуи святых в нишах.
48. Вернувшись к Княжескому дворцу, свернув налево и пройдя несколько десятков метров, попадаем на площадь Гундулича.
48. Вернувшись к Княжескому дворцу, свернув налево и пройдя несколько десятков метров, попадаем на площадь Гундулича.

Названа в честь местного поэта ХVIII века Ивана Гундулича. На площади в 1892 году установлен памятник в честь него.

49. Памятник Ивану Гундуличу, фигура поэта сделана из бронзы и в абсолютно полный рост, также находится на высоком постаменте.
49. Памятник Ивану Гундуличу, фигура поэта сделана из бронзы и в абсолютно полный рост, также находится на высоком постаменте.

Богато и красиво украшенный постамент имеет на четырёх плоскостях рельефные изображения сцен и эпизодов битвы турок с поляками в 1621 году из известного эпоса под названием «Осман», который написал Иван Гундулич.

50. С восточной рельефной стороны показана сцена, когда Сунчаницу ведут в гарем султана.
50. С восточной рельефной стороны показана сцена, когда Сунчаницу ведут в гарем султана.
51. С северной стороны – король Владислав побеждает турков.
51. С северной стороны – король Владислав побеждает турков.
52. А с южной стороны изображен священник Блажа, который напутствует и благословляет войско христиан.
52. А с южной стороны изображен священник Блажа, который напутствует и благословляет войско христиан.
53. С западной стороны – старец Любдраг, размышляющий о Дубровнике.
53. С западной стороны – старец Любдраг, размышляющий о Дубровнике.
54. На углу ближнего к памятнику дома ещё один фонтан с тремя львиными головами.
54. На углу ближнего к памятнику дома ещё один фонтан с тремя львиными головами.
55. Площадь с древних времён была местом активной торговли, сейчас по её периметру расставлены многочисленные шатры летних кафе.
55. Площадь с древних времён была местом активной торговли, сейчас по её периметру расставлены многочисленные шатры летних кафе.
56. Далее наш путь будет идти наверх по лестнице, завершающей широкую улочку.
56. Далее наш путь будет идти наверх по лестнице, завершающей широкую улочку.

Парадная лестница в стиле «барокко» ведёт к иезуитской церкви Св. Игнатия.

57. Туристической группе рассказывают историю этого места.
57. Туристической группе рассказывают историю этого места.

Наверняка не обошлось без упоминания о том, что данная лестница фигурировала в сериале «Игра престолов». Вела эта лестница в огромный храм, которого в действительности нет. Места съёмки сериала в Хорватии можно посмотреть здесь.

58. Вид в сторону горы Срдж с верхней точки лестницы.
58. Вид в сторону горы Срдж с верхней точки лестницы.
59.
59.
60. На площади Руджера Бошковича первой доминантой является комплекс Иезуитского монастыря 1715 г. постройки.
60. На площади Руджера Бошковича первой доминантой является комплекс Иезуитского монастыря 1715 г. постройки.
61. Ещё одни однострелочные часы, установленные на небольшой башне.
61. Ещё одни однострелочные часы, установленные на небольшой башне.
62. На площади есть кафе и аккуратный дом с белыми ставнями на окнах.
62. На площади есть кафе и аккуратный дом с белыми ставнями на окнах.
63. Иезуитская церковь Св. Игнатия в стиле барокко (1729 года постройки).
63. Иезуитская церковь Св. Игнатия в стиле барокко (1729 года постройки).

Архитектура этой великолепной иезуитской церкви скопирована с главного одноименного храма иезуитов в Риме.

64. Проходим к городской стене со стороны моря.
64. Проходим к городской стене со стороны моря.
65. Слева в левой стене выход на лестницу, по которой можно пройти к кафе с отличным видом на море.
65. Слева в левой стене выход на лестницу, по которой можно пройти к кафе с отличным видом на море.

Ну а дальше была прогулка по узким улочкам без больших исторических достопримечательностей (церквей и административных зданий), но тем не менее атмосфера Старого города в них сохранена на хорошем уровне. Весь следующий пост будет посвящён малопосещаемой части Старого города. Ну а пока мы вернёмся на площадь Ложа и пройдём под готическую арку по извилистой улочке в сторону восточных городских ворот.

С левой стороны по ходу движения появляются стены Доминиканского монастыря. Монастырский комплекс строился постепенно, в течение ХIV-ХVI вв., а некоторые реконструкции проведены еще позже, поэтому в его архитектуре преобладает смесь элементов ренессанса и готики с чертами барокко.

Вид на комплекс Доминиканского монастыря с пирса Старого порта (источник фото):

-68
66. Музыкант на паперти главной церкви Доминиканского монастыря.
66. Музыкант на паперти главной церкви Доминиканского монастыря.
67. Вид в сторону площади Ложе.
67. Вид в сторону площади Ложе.
68. Скульптурная композиция в архивольте расположенной напротив монастыря церкви Св. Николы.
68. Скульптурная композиция в архивольте расположенной напротив монастыря церкви Св. Николы.
69. Ну а справа от церкви Святого Николы находится церковь Святого Себастьяна.
69. Ну а справа от церкви Святого Николы находится церковь Святого Себастьяна.

Построена в 1466 году для защиты жителей города от чумы. Её монументальный фасад из камня и кирпича выполнен в стиле эпохи Возрождения под руководством мастеров Михоча Радишича и Влатко Дешковича. Особо примечателен богатый портал сооружения, содержащий фигурную арку с колоннами, увенчанную мраморной статуей Святого Себастьяна. Выделяется полукруглая апсида, характерная для ренессансной архитектуры.

70.
70.
71.
71.
-75

72. Внутренний портал Ворот Плоче.

73. Пушка, оборонявшая Старый порт Дубровника.
73. Пушка, оборонявшая Старый порт Дубровника.

Читайте мои другие посты про Хорватию:

Старые городские стены Дубровника

Канатная дорога и гора Срдж (Дубровник)

Район Груж в Дубровнике

Прогулка по районам Бабин Кук и Лапад (Дубровник)

Морские пейзажи Дубровника

Закаты на Адриатике

Пляж Копакабана в Дубровнике

Фотоотчёт об отеле Valamar Club Dubrovnik