Впереди два поста, посвящённых достопримечательностям и интересным объектам внутри стен Старого города Дубровника. В этом посте пройдём по основным улицам и побываем на главных площадях Старого города, там, где кипела жизнь средневекового города.
Обычно туристы проходят в Старый город с западной стороны — через Ворота Пиле. С этой стороны и мы начнём прогулку по жемчужине Дубровника, которая в 1979 году была добавлена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
В 1667 году во время разрушительного землетрясения эта церковь выстояла, и по такому случаю на ее фасаде позднее была сделана монументальная надпись.
Монастырь построен в XIV веке, но при землетрясении 1667 года церковь полностью сгорела и позже была реконструирована в барочном стиле. В церкви находится захоронение великого поэта Ивана Гундулича, основателя хорватской литературы.
Фонтан, построенный еще в 1438 году итальянцем Онофрио, знаменит тем, что в те годы, когда в городах Адриатического побережья для водоснабжения использовалась только дождевая вода, в Дубровнике было решено провести в город водовод из источника питьевой воды, находившегося в 12 км от города. В этом фонтане гости города должны были мыться, прежде чем будут допущены в город: Дубровник опасался чумы и свято соблюдал гигиену. Первоначально фонтан был двухэтажным, но второй этаж был уничтожен во время землетрясения 1667 года. Вода из источника выливается через отверстия, всего их 16, а сопла украшены каменными маскаронами.
Латинское название города, закрепившееся до сих пор в итальянском языке, — Рагуза (лат. Ragusa, а также Ragusium) — происходит от названия адриатического острова, на котором было основано первое поселение беженцев из Эпидавра (современный Цавтат), которые оставили свой город не то под давлением аваро-славянского нашествия, не то после разрушительного землетрясения 649 года. Напротив островной Рагузы, на материке, у подножия горы Срдж, в том же VII веке возникло славянское поселение, под названием Дубрава (в честь окружающих дубовых рощ), впоследствии трансформировавшееся в Дубровник. Постепенно оба поселения срослись в одно, а разделявшая их протока была осушена и на её месте возникла центральная улица города — Страдун.
Над порталом размещён трогательный рельеф «Пьета», изваянный братьями Петрович в 1499 году. "La Pieta" — это сострадание по-итальянски. На рельефе мать держит на руках умирающего сына: это тело Христа убитого на кресте, снятого с него и возложенное в руки Марии, его матери. Оплакивание Марией Христа — один из самых сильных образов в христианстве.
На первых этажах домов вдоль Страдуна ведётся бойкая торговля.
Однообразный ритм застройки — результат реконструкции после землетрясения 1667 года, когда была реализована плановая застройка Страдуна каменными барочными зданиями одинаковой высоты и сходных фасадов, с обязательными магазинами на первых этажах.
В самом центре площади стоит колонна в честь защитника города — доблестного рыцаря Орландо (в данный момент на реконструкции). В IX веке город сумел противостоять длительной 15-месячной осаде сарацинов и в память о этом был воздвигнут монумент Орландо — символ победы.
Спонза — название старого района, где в раннем Средневековье находились цистерны для сбора дождевой воды. Дворец был построен Паское Милицевичем в 1516—1521 гг. в готическом стиле эпохи Возрождения. Во время Дубровницкой республики здание использовалась по-разному. В различное время в нём размещались таможня, казначейство, банк, монетный двор и школа. В настоящее время в нём располагается Государственный архив, содержащий множество старинных исторически ценных документов.
Дубровницкий художник Матко Юнчичем создал две медные фигурки, прозванные "Маро" и "Боро", которые установлены в верхней нише колокольни и бьют в колокол молоточками в полдень. Под часами установлен указатель фаз Луны, а ещё ниже его — два табло с цифровым отображением времени.
По преданию, армянский мученик Святой Влах (Власий) явился в 900-х годах местному священнику и предупредил о нашествии венецианцев. Хотя святой Власий был к тому времени уже мертв (казнён по приказу правителя Агриколы в 300-х годах), он явился священнику Дубровницкого собора во сне, чтобы предупредить его о предстоящем вражеском вторжении. Хотя эта история — всего лишь часть антивенецианской пропаганды, предпринятой около 1000 года, её оказалось достаточно, чтобы возвести святого Влаха в ранг покровителя города. Всего в городе 27 статуй Святого Влахо.
Построена в начале XVIII века на месте старой романской церкви, которая пережила сильное землетрясение 1667 года, но сгорела в 1706 году. Новое здание возводилось в период с 1706 по 1715 год по проекту венецианского архитектора Марина Гропеллиа. Храм получил богато украшенный фасад с порталом в стиле барокко, а также широкую лестницу. Кроме того, на крыше сооружён большой купол. На главном алтаре церкви стоит позолоченная статуя св. Власия из серебра, работы местных мастеров XV века. В руках святого находится модель города до землетрясения 1667 года.
Осмотрев главную площадь города, поворачиваем направо, на площадь перед дворцом Ректора.
Рассмотрим собор чуть позднее в этом посте.
Во дворце жил князь, выбирающийся на месяц и отделённый от своей семьи (чтобы она не смогла повлиять на принимаемые князем решения), размещались Залы Большого и Малого совета, Сената, зал заседаний, нотариальная контора, тюрьма, оружейная палата и склад. Над главным входом высечена надпись: "Obliti privatorum publika curate — Забудьте личные проблемы и позаботьтесь о государственных делах". Сам правитель не мог выходить из здания по личным делам, а только для исполнения своих прямых обязанностей или в случае болезни. Дворец служил княжеской резиденцией до 1808 года, когда французский маршал Огюст Мармон отменил республиканскую форму правления в Дубровнике. Ныне во дворце выставлены картины итальянских и местных художников, в вестибюле устраиваются концерты.
Старые дубровницкие летописцы пишут, что английский король Ричард Львиное Сердце потерпел кораблекрушение в Адриатическом море вблизи острова Локрум. Испугавшись, король дал обет построить 2 собора, если выживет. Королевскому кораблю удалось уклониться от шторма. Король, согласно легенде, дал приказ построить теперешний дубровницкий собор.
Заходим слева на площадь перед главным входом в Кафедральный Собор, который расположен с ближнего к Старому порту торца здания.
Собор состоит из трёх нефов и трёх апсид (в плане он имеет форму латинского креста), украшен большим барочным куполом, видным на предыдущих фото.
В приделе собора можно увидеть полиптих работы Тициана, созданный в 1552 г. На нём изображена сцена Вознесения Богоматери. Соборная сокровищница представляет коллекцию из более 200 артефактов религиозного искусства, многие из которых имеют значительную культурную и художественную ценность. Самые ценные из них — мощи святого Блазиуса и фрагмент «Истинного креста» с Голгофы, на которой, по преданию, распяли Христа. В соответствии с традицией, реликвии в сокровищнице собора хранятся под тремя ключами, каждый из которых хранился у трех разных людей: секретаря республики, дубровницкого епископа и ректора кафедрального собора. Внутри собора также стоит орган и хранятся полотна итальянских художников XVI-XVIII веков.
Названа в честь местного поэта ХVIII века Ивана Гундулича. На площади в 1892 году установлен памятник в честь него.
Богато и красиво украшенный постамент имеет на четырёх плоскостях рельефные изображения сцен и эпизодов битвы турок с поляками в 1621 году из известного эпоса под названием «Осман», который написал Иван Гундулич.
Парадная лестница в стиле «барокко» ведёт к иезуитской церкви Св. Игнатия.
Наверняка не обошлось без упоминания о том, что данная лестница фигурировала в сериале «Игра престолов». Вела эта лестница в огромный храм, которого в действительности нет. Места съёмки сериала в Хорватии можно посмотреть здесь.
Архитектура этой великолепной иезуитской церкви скопирована с главного одноименного храма иезуитов в Риме.
Ну а дальше была прогулка по узким улочкам без больших исторических достопримечательностей (церквей и административных зданий), но тем не менее атмосфера Старого города в них сохранена на хорошем уровне. Весь следующий пост будет посвящён малопосещаемой части Старого города. Ну а пока мы вернёмся на площадь Ложа и пройдём под готическую арку по извилистой улочке в сторону восточных городских ворот.
С левой стороны по ходу движения появляются стены Доминиканского монастыря. Монастырский комплекс строился постепенно, в течение ХIV-ХVI вв., а некоторые реконструкции проведены еще позже, поэтому в его архитектуре преобладает смесь элементов ренессанса и готики с чертами барокко.
Вид на комплекс Доминиканского монастыря с пирса Старого порта (источник фото):
Построена в 1466 году для защиты жителей города от чумы. Её монументальный фасад из камня и кирпича выполнен в стиле эпохи Возрождения под руководством мастеров Михоча Радишича и Влатко Дешковича. Особо примечателен богатый портал сооружения, содержащий фигурную арку с колоннами, увенчанную мраморной статуей Святого Себастьяна. Выделяется полукруглая апсида, характерная для ренессансной архитектуры.
72. Внутренний портал Ворот Плоче.
Читайте мои другие посты про Хорватию:
Старые городские стены Дубровника
Канатная дорога и гора Срдж (Дубровник)
Прогулка по районам Бабин Кук и Лапад (Дубровник)
Фотоотчёт об отеле Valamar Club Dubrovnik