Найти тему
Александр Матусевич

Под знаком Архиповой

Елена Савельева и Ольга Кондина в МЗК
Елена Савельева и Ольга Кондина в МЗК

2 января 2020 исполнилось 95 лет со дня рождения величайшей русской певицы Ирины Константиновны Архиповой.

Святослав Бэлза, как-то открывая один из многочисленных фестивалей Фонда Архиповой, сказал, а потом и написал в предисловии к автобиографической книге певицы «Музыка жизни», что Архипова – прямое продолжение традиций великих русских певцов прошлого, поставив ее в один ряд с Шаляпиным, Собиновым, Неждановой и Обуховой. А в одной из зарубежных статей, посвященных 75-летнему юбилею певицы, Архипова, наряду с Обуховой и Образцовой, была названа в числе трех главных русских меццо-сопрано ХХ века.

Конечно, любые оценки и сравнения весьма субъективны и условны, однако, думается, совершенно очевидно, что Архипова – это явление в русской и мировой музыкальной культуре второй половины ушедшего столетия.

Самая титулованная певица Советского Союза и Российской Федерации, обладательница бесчисленных званий и наград, как отечественных, так и зарубежных, Ирина Архипова, несмотря на абсолютную заслуженность оных, запомнилась нам, конечно, не этим. С нами навсегда – в памяти и в записях – остался запечатленным ее волшебный голос красивого, сочного, вечно молодого тембра, всегда скругленный, благородный звук, ее редкая вокальная культура и феноменальная техника.

В голосе Архиповой удивительным образом сочетаются широта русского распева, сердечность интонации, и европейский лоск, отточенная, рафинированная вокализация самой высокой пробы. К отечественным певцам почти никогда не принято применять термин бельканто – всегда мы находим некоторую «русопятость» большинства наших соотечественников, считаем их недотягивающими до высоких европейских стандартов – особенно это касается вокалистов прошлого, чья карьера развивалась преимущественно за железным занавесом, в условиях отрыва от европейских традиций.

Но в отношении искусства Архиповой термин бельканто уместен как никогда – в ее голосе всегда была, с одной стороны, роскошная, пряная итальянскость, а с другой – необыкновенный контроль над собой, никогда не изменявшее ей чувство меры.

Слушая Архипову, вы никогда не найдете пережима, вульгарной эмоции, распахнутых, без тайны, а оттого малоинтересных, слишком прямолинейных страстей. Именно этим отличалась уже молодая Архипова, именно это выделило ее из числа певиц Большого театра ее поколения с прекрасными голосами, но не такими совершенными.

Не зря Архипова – архитектор по первой специальности: она сумела выстроить свой голос как гармоничный, прекрасный храм. Он – подобен античному Парфенону: конструкция без изъяна, совершенная в своей классической простоте, при том, что, как и в Парфеноне, в нем нет ни одной скучной прямой линии, ни одной – без загадки, без потаенного смысла.

Столь знаковый юбилей отмечается в нашей стране пока, увы, очень скромно. Родной Большой театр пока не анонсировал спектакля, посвященного памяти Архиповой, фонд ее имени объявил пока лишь только об одном концерте, который состоится в конце января в Московском доме ученых – на уважаемой, но все же не самой главной академической площадке столицы. Тем ценнее любое мероприятие, приносящее дань уважения этой титанической личности.

Одно из них состоялось на днях в Малом зале Московской консерватории – альма-матер Архиповой, которой она отдала много лет как профессор кафедры сольного пения.

Заслуга в организации концерта принадлежит пианистке Елене Савельевой, которая устроила в этом сезоне целый фестиваль памяти выдающихся вокалистов прошлого века. А главным фигурантом январского вечера стала солистка Мариинского театра, профессор Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова сопрано Ольга Кондина.

В середине 1980-х выпускница Свердловской консерватории Кондина проходила аспирантуру в классе Ирины Архиповой, взяв очень многое от аполлонического вокала великой русской меццо, поэтому это приношение было более, чем уместно. Вместе с Кондиной в концерте приняли участие московские солисты, народные артисты России Анатолий Лошак и Олег Кулько.

Все трое вокалистов – большие мастера, маститые певцы, многолетние солисты ведущих российских столичных театров, помимо родных сцен (у Лошака это – Театр Станиславского и Немировича-Данченко, у Кулько – Большой театр), у каждого из них, кроме того, сложилась и весьма впечатляющая карьера на других сценах – в России и за рубежом.

Каждый из них в свое время так или иначе был отмечен прозорливой Архиповой, которая практически никогда не ошибалась: и их славное служение оперному театру подтвердило ее правоту.

Отрадно и то, что по прошествии десятилетий каждый из них звучит потрясающе, то есть сумел сохранить достойную вокальную форму, свежесть голоса, ну а накопленное мастерство и подавно сомнения не вызывает.

Вместе с тем всем троим, словно недодадено славы – карьеры могли быть более яркими, а имена – более известными, тем более, что певцы того бесспорно заслуживают. Но как-то так получилось, что после звездной плеяды солистов Большого и Мариинки, получивших наивысшее признание в стране уже на излете советской власти, когда внимание к классическому искусству еще было очень заметно, а его популяризацией занимались на государственном уровне, следующему поколению лавров, увы, досталось уже заметно меньше.

Грандиозный культурный коллапс, что произошел в стране после крушения СССР, не мог не отразиться и на карьерах наших героев – к сожалению, их имена сегодня известны только узкому кругу истинных меломанов. Тому свидетельство – и концерт в Малом зале, весьма камерное пространство которого, к сожалению, не оказалось заполненным под завязку…

Посвящение Архиповой в основном носило сугубо камерный характер, что определялось, конечно же, далеко не только форматом зала: великая певица была эталоном не только в опере, но и в камерном исполнительстве. Интерпретация ею романсов Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова всегда восхищала лирической тонкостью, проникновенностью исполнения, филигранным кружевом звукописи, необыкновенным эстетическим чувством меры: она всегда точно знала, какую краску, какой нюанс дать на той или иной ноте, фразе, какие из них будут в самую пору.

В первом отделении Ольга Кондина исполнила романсы Танеева, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Рахманинова, а Анатолий Лошак – Глинки, Гурилева, Балакирева.

Вторая часть концерта была полностью посвященная Чайковскому – звучали его как популярные, так и редкие романсы, а также сцена и дуэт Иоланты и Водемона из последней оперы гения. Гостью из Петербурга обычно характеризуют как лирико-колоратурное сопрано и, действительно, ее основные достижения на оперной сцене связаны с этим амплуа, однако по насыщенности тембра, объемности звука, его значимости и полноте, по крайней мере, сегодня ее голос вряд ли можно отнести к легкому сопрано. Музыкальность и естественность, простота, ненарочитый артистизм подачи романсов, напомнили об архиповских прочтениях.

Анатолий Лошак порадовал по-прежнему солнечным тембром, мягкой кантиленой, стабильным звучанием среднего и верхнего регистра и, конечно же, весомыми, смыслово наполненными прочтениями вокальных миниатюр.

Блистательные верхи Олега Кулько обжигают горячностью, настоящая оперная экспрессия певца буквально завораживает публику.

Невозможно умолчать и о превосходном мастерстве концертмейстера: Елена Савельева проявила себя как очень тонкий аккоманиатор-сотворец, бережно ведший певцов через сложности разных по стилистике произведений, чутко взаимодействуя с ними. Благодаря в том числе и ее филигранной игре и безупречной поддержке вокалистов, вечер получился по-архиповски гармоничным.

23 января 2020 г., "Новости классической музыки"