Найти в Дзене
RUSSIAN CAR POST

Fiat 124 и ВАЗ-2101: как изменились близнецы за 50 лет

В апреле 1970 года Волжский автомобильный завод показал свои самые первые автомобили, а именно ВАЗ-2101. Но модель эта не была разработкой наших учёных. И хоть в дальнейшем эксперты говорили о более 800 отличиях между Фиатом и "Копейкой", на мой взгляд, дело здесь было отнюдь не в инженерных изысканиях. Далее расскажу, почему я так считаю. Начало Так как к 50-м годам 20 века в СССР стала массово доступна покупка автомобиля, госаппарат задумался о создании народного автомобиля для всех. Имеющиеся марки "Москвич" и "Победа" абсолютно не покрывали спрос и были крайне дорогими для эконом сегмента. Создать автомобиль с нуля было задачей амбициозной, но не слишком удачной ввиду послевоенного периода, а об импорте заграничных автомобилей не могло быть и речи из-за тотальной борьбы с "пагубным западным влиянием" и "вольнодумством". Что же делать? Ну, не можешь сам, найми того, кто может, но за гроши. Так и поступили. Из всех кандидатов в партнёры выбрали Фиат. Во-первых, Фиат с моделью 124
Оглавление

В апреле 1970 года Волжский автомобильный завод показал свои самые первые автомобили, а именно ВАЗ-2101. Но модель эта не была разработкой наших учёных. И хоть в дальнейшем эксперты говорили о более 800 отличиях между Фиатом и "Копейкой", на мой взгляд, дело здесь было отнюдь не в инженерных изысканиях. Далее расскажу, почему я так считаю.

ВАЗ-2101 и Фиат 124
ВАЗ-2101 и Фиат 124

Начало

Так как к 50-м годам 20 века в СССР стала массово доступна покупка автомобиля, госаппарат задумался о создании народного автомобиля для всех. Имеющиеся марки "Москвич" и "Победа" абсолютно не покрывали спрос и были крайне дорогими для эконом сегмента.

Создать автомобиль с нуля было задачей амбициозной, но не слишком удачной ввиду послевоенного периода, а об импорте заграничных автомобилей не могло быть и речи из-за тотальной борьбы с "пагубным западным влиянием" и "вольнодумством".

"Москвич", "Победа" и Сталин
"Москвич", "Победа" и Сталин

Что же делать?

Ну, не можешь сам, найми того, кто может, но за гроши. Так и поступили. Из всех кандидатов в партнёры выбрали Фиат. Во-первых, Фиат с моделью 124 выиграл конкурс "Автомобиля года", а во-вторых, Фиат - это компания, которая занималась автомобилями для разных пластов населения. Звёзды сошлись, и госаппарат СССР начал переговоры с руководством Фиата.

Первый раз - первый ВАЗ

Помимо того, что в СССР не было "народного автомобиля", у него не было и завода с линией, способной выпускать несколько сотен тысяч автомобилей в год. Но по договорённости Фиат строил и завод, и помогал с разработками "Копейки" (Ну, как помогал, отдали 124 на препарирование, вот и вся помощь), естественно на условиях огромного кредита для СССР. Завод был построен, и к этому моменту советские инженеры внесли в модель те самые 800 изменений.

Первые "Копейки" на Волжском заводе
Первые "Копейки" на Волжском заводе
Я сидел и минут 10-15 искал хотя бы 10, разглядывая две рядом поставленные картинки. Сначала увидел различие зеркал, затем немного другие задние габариты, потом дошло до того, что обратил внимание на срез выхлопной трубы, но в душе не понимал, где искать ещё 790 с лишним изменений. Полез искать в салон, и тут!... снова никаких отличий. Если нет снаружи, нет внутри, значит, они где? Правильно, под капотом и под машиной. В своих статьях я не люблю писать кучу ненужных цифр, которые мало что говорят 80% аудитории. Поэтому к сути.

Сравнивая двигатель, трансмиссию и прочие основные узлы и агрегаты, я пришёл к выводу, что доработки были коммерческим ходом и адаптацией к нашему климату.

Из основных отличий я увидел более плотный кузов, который чисто теоретически меньше гнил, чем Фиат. В остальном доработки ни в чём особо не улучшали изначальную модель. Говорят, под не самые лучшие дороги улучшили подвеску. Может, это и так, но если 800 изменений не привели к тотальному скачку, значит, он и не планировался.

Так почему коммерческий проект?

Фиат выдал кредит нашему руководству, и этот кредит нужно было вернуть. После покупки автомобиля вторым, если не первым, источником ваших трат является ремонт и замена узлов. Если бы наши инженеры не перетряхнули "Копейку", то все запчасти пришлось бы заказывать из-за "бугра", что вело бы к новым финансовым потерям. А так свои запчасти, своё производство, денежки в карман отчизны.

Не подумайте, я не считаю себя хейтером АвтоВАЗа и не преследую цели уличить кого-то в злых помыслах. Я говорю о том, что вижу, и свожу факты.

А теперь поговорим о том, как изменились Фиат 124 и ВАЗ-2101 за 50 лет

Как-никак, прошло уже более 50 лет с момента появления первых Фиатов и ВАЗов, давайте посмотрим, к чему же пришли 2 компании, начав с относительно одинакового автомобиля.

ВАЗ-2101 стал основой для моделей 2103, 2105, 2106 и 2107. По правде говоря, можно было продолжать цепочку до последней Лады Весты, но я бы слукавил, ведь модель 2108 разрабатывалась вместе с инженерами Порше, и последующие 2110, 2114 и т.д. строились на базе совместных разработок с Порше, поэтому для меня "Копейка" остановилась на модели ВАЗ-2107 в 1980-х годах.

Сверху-вниз, слева-направо: 2101, 2103, 2105, 2106, 2107
Сверху-вниз, слева-направо: 2101, 2103, 2105, 2106, 2107

А вот Фиат 124 с дистанции не сошёл и продолжал видоизменяться вплоть до наших дней. После модели 124 седан появилась модель Купе, чуть позднее Спорт Спайдер, и в конце Фиат дошёл до наших дней в виде модели 124 Спайдер.

Сверху-вниз, слева-направо: 124 Седан, Купе, Спорт Спайдер, Спайдер
Сверху-вниз, слева-направо: 124 Седан, Купе, Спорт Спайдер, Спайдер
Подводя итог, кто-то говорит, что модель ВАЗ-2101 была существенно лучше, кто-то отрицает это и говорит в пользу Фиата 124. На мой взгляд, ВАЗ-2101 был коммерчески более успешным проектом, но ведь не всегда покупают лучшее, иногда хитом становится просто сносный товар приемлемого качества за доступные средства.