В младших классах учитель кажется детям всемогущим. Но чем дальше, тем больше они начинают узнавать о своих правах. И подчас злоупотреблять ими. Так на что не имеет права учитель, даже если он это делает? Немного – изучения законов, немного – помощи интернета, и вот что получается.
Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:
- нельзя делать никаких оскорбительных замечаний;
- оказывать физическое воздействие;
- ставить в угол;
- выгонять из классного кабинета;
- забирать (даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;
- кричать с отходом от учебного процесса;
- проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
- Эти действия специалист делать не имеет права в любой школе РФ.
- применять к учащемуся меры физического и психического насилия
Нельзя. Об этом говорят Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57
«Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускается».Под психическим насилием подразумеваются угрозы и любая ругань.
Опаздывать на урок
Нельзя. Трудовой кодекс РФ, ст. 21
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы труда.
Выгонять ученика с урока
Нельзя. Конституция РФ, ст. 43
В ч. 1 ст. 43 признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст.26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст.13). Право на образование – это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося
Нельзя. Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65.
И если вам снизили оценку за то, что вы подсказывали на уроке, – это было незаконно.
Пункт 65 рекомендаций: «Учителя должны быть свободны в использовании методов, которые им представляются наиболее целесообразными для оценки успеваемости учащихся, но при этом должна быть исключена несправедливость по отношению к отдельным учащимся».
Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы
Нельзя. Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19
Статья 31 Конвенции:
«1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха». Отобрать у ученика пачку сигарет и положить ее себе в карман
Нельзя. Отобрать что-либо у другого человека и положить к себе в карман, то есть присвоить, нельзя. Даже если это пачка сигарет или жевательная резинка. А вот сообщить родителям, что их ребенок носит с собой в школу сигареты, учитель обязан. Само собой разумеется, что в этом случае мы рассматриваем ситуацию, когда ученик в данный момент не курит.
Курящий в школе ученик сам нарушает установленные запреты, и к нему могут быть применены различные меры воздействия, предусмотренные Уставом школы, но даже в этом случае отобрать сигареты нельзя. Нарушителю может быть лишь предложено добровольно выбросить или отдать их учителю для последующей передачи родителям.
Читать отобранные у детей записки
Нельзя. Ребенок, как любой гражданин России, имеет право на личную тайну. Это право также зафиксировано в Конституции и является одним из основных прав человека. Поэтому не только учитель, но и другие люди, например одноклассники, не имеют права читать чужие записки и, тем более, разглашать их содержание. Но, чтобы записка попала в руки тому, кому она адресована, вероятно, не следует злоупотреблять терпением учителя и пытаться передавать ее на уроке или бросать через весь класс. Ведь это – прямое нарушение дисциплины.
Отбирать у учеников мячи, которыми они играют на перемене
Нельзя. Отбирать принадлежащие ученикам предметы никто права не имеет. Но запретить играть мячами на перемене и охранник, и учитель, и любой другой сотрудник школы не только может, но и обязан. Более того, в Уставе каждой школы содержится положение о том, что ученики обязаны соблюдать в школе дисциплину и порядок.
Не отпускать в туалет с урока
А вот это – спорный вопрос.
Во-первых, учитель не имеет права отпустить ребенка в туалет без личного сопровождения, т.к. в случае травмы ребенка (например, поскользнулся на лестнице), ответственность будет нести сам учитель.
Учитель поставил двойку за отсутствие на уроке
Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.
Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.
Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения. Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.
Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше. Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).