Всем зашедшим - привет! Сегодня хотелось бы вспомнить проект советско-российской разработки, про который с уверенностью можно сказать "не в том месте и не в то время." Герой сегодняшнего рассказа - Ту-204.
Ту-204/214, разработанный в 1980-х, мог бы стать новой основой Советской авиации и достойной заменой Ту-154. Однако, затянувшаяся разработка сильно ударила по жизненному пути самолета. Серийное производство Ту-204 пришлось на то время, когда стране было совершенно не до авиации - финансирования не хватало катастрофически, и Туполевцам даже приходилось гонять первые опытные экземпляры Ту-204, занимаясь грузоперевозками.
Впервые в воздух самолет поднялся 2 января 1989 года. Серийное производство Ту-204, начатое на Ульяновском авиастроительном заводе, шло очень медленно - нехватка кадров, нехватка денег, нехватка запчастей - все это ставило крест на массовом серийном производстве. Из-за сокращения финансирования, сертификация самолета происходила в ускоренном темпе и по сокращенной программе. В результате, Ту-204-100, запущенный в серийное производство, все же остался довольно сырым самолетом. Сертификация затянулась до 1994 года, а на линии новый самолет вышел только в 1996...
К концу 90-х в умы конструкторов приходит понимание того, что большинство самолетов новой страны должны быть унифицированными и простыми в обслуживании. Ту-204 и Ил-96 в этом плане должны были стать базой, на основе которой разрабатывались бы новые модификации. Ту-204, как и Ил-96, имел схожую ЭДСУ, а, главное - унифицированные двигатели ПС-90. Несмотря на высокую автоматизацию систем, от бортинженера в Ту-204 и Ту-214 отказываться не стали - для меня, честно,достаточно непонятная логика.
А теперь перейдем к самому интересному - к модификациям и перспективам.
Вместимость пассажирских версий Ту-204 составляет от 164 до 215 пассажиров. При этом, дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой варьируется от 2370 км до 5920 км (Ту-204-300).
У Ту-204 есть несколько пассажирских модификаций:
Ту-204-100 - базовая модель:
Ту-204С (204-100C)- грузовая версия:
Ту-204-200(Ту-214)- модификация с увеличенной пассажировместимостью и дополнительными топливными баками. Производилась на заводе в Казани и известна под названием Ту-214.
Ту-204-300 - укороченная версия. Могла летать на маршрутах протяженностью до 9000 километров. Именно на Ту-204-300 "Владивостокские Авиалинии" летали между Владивостоком и Москвой.
Ту-204-120 - на мой взгляд, очень интересная машина. Оснащенная двигателями Rolls-Roys RB-211 и англоязычной кабиной, модельТу-204-120 предназначалась в первую очередь на экспорт - в Китай и Египет. Однако, на пошло - одной из причин были как раз двигатели, разработанные еще в 70-х годах для самолета L-1011 TriStar.
Ту-204СМ - разработанная в 2010 году и серьезно переработанная версия Ту-204. Было обновлено бортоборудование, экипаж сократился до 2 человек, были установлены модернизированные двигатели ПС-90А2, разработанные совместно с инженерами из PW, что, по идее, может упростить их техническое обслуживание.
Есть у Ту-шки ти несколько военных модификаций:
Ту-204СР - самолёт-ретранслятор, который был разработан специально для администрации президента.
Ту-204Р - самолёт ДРЛО для радиотехнической и оптико-электронной разведки, разработанный в конце 2000-х годов
Из-за сокращения финансирования и ускоренного процесса испытаний, на линии самолет вышел еще сырым. А денег на доработки все время не хватало - поэтому нововведения вводились поразительно медленно. Особенно подводило послепродажное обслуживание. По сравнению с Суперджетом, обслуживание последнего - просто сказка по сравнению с тем, что приходилось испытывать механикам Ту-204. Особенно много проблем доставляли двигатели, запчасти на которые порой приходилось ждать по 5-6 месяцев... Так что Ту-204 не пошел - авиакомпании предпочитали покупать самолеты Boeing и Airbus - по крайней мере, с их обслуживанием проблем не возникало.
Полным провалом стал маркетинг. Метания между трех- или двух- двигательными схемами, непонимание того, должен ли быть самолет широко- или узкофюзеляжным - все это привело к тому, что самолет, который мог появиться в середине 80-х, вышел на регулярные линии только в самом конце 1990-х. Неплохой по сути Ту-204СМ не мог предложить преимуществ перед конкурентами, а обслуживание так и осталось на низком уровне.
Кризис 2008 года обрушил внутрироссийский рынок - у авиакомпаний не было денег покупать новые самолеты, а за рубежом Тушка никому нужна не была.
Так что, Ту-204 - яркий пример того, как неплохой самолет может стать жертвой политических и моральных проблем внутри страны.
Однако, еще не все потеряно - нельзя отрицать, что у Ту-204 есть модернизационный потенциал. Об этом можно прочитать здесь)