Найти тему
Мясмедиа

Пресечь на корню обман потребителей

Фото: Pixabay.com
Фото: Pixabay.com

Названия, которые у потребителей стойко ассоциируются с продуктами из мяса всё чаще используются производителями веганской еды. Это по сути есть обман потребителей, нечестная игра на бессознательном человека. Когда человек время от времени разнообразит своё меню такими мясоподобными продуктами, вреда ему не будет, хотя и пользы тоже никакой. Если же ими регулярно заменять мясо, то можно и здоровью навредить.

В России появились в продаже импортные пищевые продукты на основе растительного белка, которые по внешним признакам, вкусу и запаху трудно отличить от мясных. Сначала в меню нескольких столичных ресторанов, а сейчас и в магазинах премиальных продуктов появились изделия, похожие до степени смешения на продукты из рубленной говядины, свинины, а также на колбасные изделия.

На популярность котлет из гороха и нута работает их образ, который неотличим от образа традиционных и популярных продуктов животного происхождения. Эти растительные имитации мясных изделий благодаря усилиям химиков и биологов, благодаря современным пищевым
технологиям, стали очень похожи на оригинальные продукты из мяса.
Разработчики изначально копировали и копируют наиболее любимые потребителями продукты, чтобы заполучить как можно больше лояльных потребителей и при этом, как можно меньше потратить денег на маркетинг.

Несколько лет назад компании "Бейонд мит" и "Импосибл фудс" начинали с производства бургеров, которые с натяжкой можно было признать похожими на слепленные из говяжьего фарша котлеты, сегодня благодаря успехам науки, большим вложениям в научно-прикладные исследования, технологические инновации, копия стала неотличимой от оригинала. Недавно было объявлено, что известная сеть ресторанов выводит на рынок копии нагетсов и куриных крылышек без единого грамма животного белка. Не за горами и появление на рынке растительных "стейков", "отбивных" и прочих копий цельномышечных изделий.

Все эти копии продвигаются, как продукты, способные полностью заменить животный белок, несущие пользу организму человека, а их производство якобы предотвращает нерациональное использование земельных и водных ресурсов и снижает эмиссию парниковых газов. Это прямой обман покупателей и спекуляция на человеческих фобиях по поводу глобального потепления, подогреваемых теми же людьми, которые извлекают выгоду от продажи растительных копий, а по большому счету - подделок, поскольку они используют названия, производные от названий мясной группы пищевых продуктов.

Любой диетолог знает, что полностью заменить животный белок не может ни один растительный продукт и ни одна комбинация растительных продуктов. В этих, с позволения сказать, аналогах мяса кроме гороха или сои содержится ещё около 15 ингредиентов, назначение которых имитировать цвет, запах, скреплять растительную массу в подобие мяса, создавать при обжарке корочку и так далее. Все они были созданы и подобраны в результате долгой и упорной работы научных коллективов и органическими продуктами их нельзя назвать даже с большой натяжкой.

Растительные "котлеты" обязательно продают в пластиковой упаковке, которая отнюдь не полезна для экологии.

В России подобные продукты не выпускают и вряд ли в обозримом будущем будут выпускать, а поставляются они к нам из стран, которые ввели против нас санкции. Их мясным и молочным продуктам в Россию также закрыт путь, но, это как раз тот случай, что "ты их в дверь, они - в окно". Мало того: со своими подделками, которые по своему нутриентному составу не являются полноценной заменой животного белка.

В интересах потребителей в России необходимо внести изменения в технический регламент №22 "Пищевая продукция в части её маркировки", призванные предупредить использование названий, производных от названий видов продуктов "мясо", "колбаса", "птица", "рыба" и т.п. Запрет должен распространяться на все продукты, в которых доля животного белка ниже 30%.

Такие продукты должны классифицироваться как мясоподобные продукты растительного происхождения.

Популярность растительных имитаций в России в настоящее время не велика: сказываются высокая цена импортных новинок (порядка 700 р. за бургер известной марки), а также низкая популярность веганских идей. Однако, при достаточных маркетинговых усилиях со стороны распространителей модных подделок и снижении цены этих продуктов (закономерное явление в условиях развития технологий и роста продаж), они станут доступны более широким слоям населения. И тогда паразитирование на конкурирующем виде пищевых продуктов перестанет быть безобидным занятием.

Как вы считаете, надо ли закрепить видовые названия, производные от нарицательных "мясо", "колбаса", "птица", "рыба" только за продуктами животного происхождения соответствующих видов?

Своё отношение к проблеме прошу высказать в комментариях и отметках "нравится"

Анатолий Кубышко