Найти в Дзене
Русскости

Русскость - или как модернизировать традицию?

Оглавление

Я начала собирать информацию о русской культуре лет десять назад. Тогда в России среди подростков был бум на азиатскую поп-культуру: корейскую, китайскую, японскую...

Эта поп-культура была непохожа на стандартную американскую, в ней несмотря на вестернизацию сквозило уважение к своим корням и традициям. Необычно для поп-культуры впринципе - ведь ее цель сделать все немного ровнее.

И вот отойдя от любви к корейским дорамам, я не отошла от основной идеи сквозящей в восточной философии - уникальности своей культуры.

Почему-то мне давно казалось, что Россия и русская культура имеют уникальную особенность - они не являются сугубо европейскими или азиатскими. Это Евразийская культура, которая близка и тем и другим.

Мы питаем большое уважение к европейской культуре, но также тяготеем к восточным традициям. У нас есть как и европеизированные аспекты жизни, так и "скифские" азиатские, которые даже насильственное внедрение иных культурных ценностей не смогло подавить.

Что такое Русскости?

Русскости — это система ценностей, которую накопил русский народ за весь период своего существования.

Здесь можно найти "интересы" на любой вкус, например религиозный выбор такой: монотеизм, политеизм, синкретизм, язычество.

А одежда делиться на: европейскую, славянскую, русскую (позаимствовавшею многое из восточных культур), русскую придворную (когда императоры "косплеили" русский костюм с французским шиком, одежду эпохи арт-деко (вдохновленной русскими сезонами), одежда периода НЭПа, ревущих 20-30, фольклорные костюмы (да, клюква это тоже часть культуры).

Политические предпочтения русских тоже всегда разнились от всепоглощающей свободы, до четкости и выверенности быта и обратно. Крайности довольно часто встречаются у нас когда "народ выбирает будущее".

Ведь европейская демократия это прекрасно, но не тогда, когда она "давит" исторических политических личностей, тем самым обезличивая самостийность историко-политический процессов.

Для нас это удобно. Мы выбираем кем быть из этой большой палитры... Но эта же палитра возможностей сбивает нас с толку. Слишком широкое это понятие "быть русским", что не каждый может его охватить

C чего начать?

Я бы начала... с костюма... (в моем случае все началось с японского костюма)
Многие думаю представляют себе как выглядит кимоно. Это традиционный костюм японцев, который не только пережил вестернизацию, но и неплохо себя чувствует в современной Японии как официальная одежда.
Никто не покрывает ее нафталином для утренников или капустников, не ставит в рамки "узконаправленного народного творчества" столетней давности.
У современного кимоно, созданного как из новых, так и винтажных тканей множество видов использования. Это и домашняя одежда, и одежда после бани, и свадебный наряд, и вечернее платье, и костюм для спорта. Настоящее материальное достояние.

А вот повезло ли русскому костюму в его универсальности?

Несомненно, русский костюм это не три элемента одежды, и даже не десять. Думаю различные вариации русского одеяния могут зайти за совершенно умопомрачительную цифру. Это говорит о богатстве нашей культуры, и о невероятной сложности ее восприятия в современном мире, который стремиться "упростить" для понимания или же заменить простым (современной одеждой).

К примеру косоворотки сейчас выходят на рынок под таким православно-имперским соусом. Правда сидят они на покупателях как натянутые на барабан. А ведь свобода движений очень влияет на общий уровень настроения.

Но наличие хоть какой-то моды лучше чем ее отсутствие.

Женский костюм не так избалован вниманием в т.ч. кутюрье, да и сарафан хоть и ассоциируется с Россией, носился даже в Польше, но тем не менее популярен на фолкфестивалях и тематических мероприятиях.

А вот довольно интересную особенность русского костюма - рубаху-плакательницу дизайнеры подчастую игнорируют, несмотря на то что ее потенциал не хуже чем у кимоно (да в длиннорукавке конечно работа пойдет "спустя рукава", но гейши вроде тоже стометровку не бегали в своих одеждах) а крой может даже и проще.

Родежа - прототип женского русского национального костюма
Родежа - прототип женского русского национального костюма

А РНК (Русский национальный костюм) вполне можно заменить словом - родежа (родная одежа). Также в гардероб помимо сарафанов и рубах можно вернуть поневы и запоны.

И все это делать из современных тканей с современной обработкой (я например очень хочу себе спортивный костюм порты+косоворотка. Думаю футер был бы ничуть не хуже чем хлопок или лен.

Подробнее можно будет почитать в Инстаграмме: https://www.instagram.com/russkosti/

О чем бы я еще хотела рассказать в рамках информационного проекта "русскости"?

Я бы хотела рассказать еще о многом - например о традиции родопочитания которая свойственная не только родноверам (хотя и оставляет основную часть верования) но и двоеверам (народным православным), староверам (старообрядцам) и даже обычным "светским" православным в России.

Также в этом блоге я буду много времени уделять описанию: различных практик русской письменности (к примеру покажу современную русскую квадратную каллиграфию - колословы Сергея Иванова (Обзор книги которого "Путь узора" рано или поздно появиться на канале), исторических наработок (изобретения и методики появившиеся в РИ, СССР и даже РФ), и прочих культурных, исторических и традиционных достижений.

Конечно же пройдусь и по "скрепам", которые не смотря на насмешливое название действительно уникальны (к примеру для меня как для петербуржца существует священное отношение к хлебу).

Колослов "Коло" автор Л. Житорчук
Колослов "Коло" автор Л. Житорчук

Текст: Л. Житорчук

Иллюстрации: Л. Житорчук