Найти в Дзене
Актеры СССР фильмов

Почему трус стал отшельником

Скромного старичка в кепке и куртке с большими карманами мало кто замечал. Да он и не стремился к этому. Наоборот, старался побыстрее убраться восвояси. А если кто-то из прохожих все же замечал его и восторженно восклицал: «Да это же Георгий Вицин!», отвечал: «Это не он. Вы ошиблись, наверное». Лекарство от застенчивости Он всегда был таким - застенчивым и вечно смущенным. Чтобы побороть природную скромность, Гоша Вицин даже пошел в школьную театральную студию. Нанося грим и переодеваясь в чужую одежду, он чувствовал себя другим человеком, и ему это нравилось. После окончания школы Вицин недолго думал, куда поступать: конечно, в театральный... В 1945 году 28-летний актер получил свою первую кинороль - эпизод в картине «Здравствуй, Москва!». А потом режиссер Григорий Козинцев заметил схожесть Вицина с великим писателем: «Какой нос! Прямо как у Гоголя!» В итоге Вицин дважды сыграл Николая Васильевича. Когда артисту было почти 40 лет и казалось, что значительных ролей уже ждать не стоит
Оглавление

Скромного старичка в кепке и куртке с большими карманами мало кто замечал. Да он и не стремился к этому. Наоборот, старался побыстрее убраться восвояси. А если кто-то из прохожих все же замечал его и восторженно восклицал: «Да это же Георгий Вицин!», отвечал: «Это не он. Вы ошиблись, наверное».

Лекарство от застенчивости

Он всегда был таким - застенчивым и вечно смущенным. Чтобы побороть природную скромность, Гоша Вицин даже пошел в школьную театральную студию. Нанося грим и переодеваясь в чужую одежду, он чувствовал себя другим человеком, и ему это нравилось. После окончания школы Вицин недолго думал, куда поступать: конечно, в театральный...

В 1945 году 28-летний актер получил свою первую кинороль - эпизод в картине «Здравствуй, Москва!». А потом режиссер Григорий Козинцев заметил схожесть Вицина с великим писателем: «Какой нос! Прямо как у Гоголя!» В итоге Вицин дважды сыграл Николая Васильевича.

Когда артисту было почти 40 лет и казалось, что значительных ролей уже ждать не стоит, в нем разглядели Васю Веснушкина - героя ленты «Запасной игрок» (1954 г.). Актеру предстояло сыграть юношу. Благодаря худобе и по-детски наивному выражению лица ему, зрелому мужчине, это не составило труда. Трюки с возрастом актер будет проделывать и позже - например, в ленте «Женитьба Бальзаминова» (1964 г.).

Прорыв случился в 1961 году - Вицина пригласили сниматься в киноленте «Пес Барбос и необычный кросс». Именно тогда родилась знаменитая троица, в которой ему была отведена роль тщедушного, слабовольного Труса. Люди хохотали, а встречая актера на улице, удивлялись, почему он не пьян и не дурачится. Да и режиссеры чаще видели в нем исполнителя карикатурных ролей. А ведь в жизни Георгий Михайлович был совсем другим.

В позе Лотоса

Играя пьяниц, сам ‘Вицин не брал в рот ни капли алкоголя, не курил. Когда ему в кадре требовалось выпить что-нибудь горячительное, предлагал заменить напиток на безалкогольный. Лишь однажды он изменил своему правилу - на съемках «Кавказской пленницы...». Актеру для имитации пива налили отвар шиповника, но уже через пару дублей стало понятно - не то: нет характерной пены. Пришлось выпить пиво настоящее...

Объяснялось его воздержание просто: Вицин увлекался йогой. Знал многое о возможностях организма, экспериментировал. Мог посреди съемочного процесса встать и заявить: «Мне надо побыть в позе лотоса. Подождите пару минут». И уходил, никого не спрашивая. «Если бы я не занимался йогой, то многие мои роли в кино не были столь успешными, - объяснял позднее артист. - В ожидании, когда тебя снимут, можно просидеть целый день, притом утомиться так, что весь юмор из тебя сам собой выдохнется. Как тогда играть? Но я во время съемок, несмотря на шум, крик, часто засыпал ровно на 10- 15 минут, тем самым давая организму отдохнуть, расслабиться».

На студию актер часто приносил термос с травяным чаем и, пока коллеги отмечали окончание очередного съемочного дня спиртным, наслаждался собственным напитком. Нонна Мордюкова однажды не выдержала: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!»

К женщинам Вицин, действительно, близко не подходил, а все потому, что был однолюбом. Хотя женьку него было две. Первую - актрису Надежду Тополеву - Георгий Михайлович увел от мужа, режиссера Николая Хмелева. Пара прожила 20 лет в гражданском браке. Вторая супруга - костюмер Тамара Мичурина - подарила артисту дочь Наташу и была с ним до -самой смерти.

Жизнь тихая и скромная

После ошеломительной славы наступило некоторое забвение. Во втог рой половине 1990-х Вицин практически не снимался. Лишь продолжал играть в театре, в перерывах между актами беря в руки карандаш и бумагу и изображая коллег по цеху. Георгий Михайлович хорошо рисовал, но делал это исключительно для себя.

Жил он довольно скромно - совсем не так, как полагается «актеру всесоюзного масштаба», каким его считали поклонники. Со своей семьей обитал в небольшой квартирке в Староконюшенном переулке. В старости получал небольшую пенсию, а чтобы подработать, соглашался участвовать в творческих вечерах. Впрочем, слава приносила ему скорее дискомфорт чем радость. Журналистов актер, мягко говоря, не жаловал и часто повторял: «Если бы вы меня любили, давно бы уже оставили в покое!»

Гораздо большую симпатию Вицин испытывал к животным. Каждый день в одно и то же время он выходил кормить бродячих собак. Удивительно, но помнили Георгия Михайловича и птицы. Они слетались к нему на подоконник, а когда артист выходил на улицу, подлетали в ожидании угощения. Георгий Михайлович сетовал: «Почему на куртках делают такие маленькие карманы? Ведь туда даже пакет с крупой не влезет!» Дочь, слыша его жалобы, пришивала к одежде дополнительные карманы, более вместительные.

Животные жили и в квартире Вицина - несколько собак и попугай. Птица была говорящей и любила повторять: «Что ты все бегаешь? Иди поспи!» Но настоящим любимцем актера был Лай - дворняга, подобранная на улице. Когда пес запрыгивал на кровать к хозяину, тому приходилось перемещаться на пол. Главное, чтобы питомцу было комфортно! «Если бы я не стал артистом, я бы стал натуралистом... - как-то сказал Вицин. - Помните у Зощенко: "Животная - это не человек, на нее положиться можно". Они не суетятся, не делают друг другу пакостей, а преданно ждут... И если убивают, то лишь когда есть нечего. А люди - просто так».