Найти в Дзене
IronWings

Как Ту-154 не терпится в небо

Оглавление

Каждый слышал про один из самых массовых самолетов СССР. Ту-154 и его модификации перевезли огромное количество советских граждан. Первый полёт был совершён в далеком 1968 году, а эксплуатироваться начал в 1972 году. Его история очень длинная и не закончилась по сей день. По данным великой Википедии в строю 44 самолета на 2017 год. К сожалению были и неудачные решения в самолете. Сегодня как раз об одном из таких. Хотя некоторые могут сказать, что это фишка самолета, но все таки эта особенность результат не самого удачного проектирования, на мой взгляд. Добавляет множество лишних пунктов проверок. Речь идёт об особой центровке самолета. Кстати, не только тушка имела такую проблему, например, Ил-62 также страдал от этого.

Кратко о центровке

Центровка- положение центра тяжести, измеряемое в процентах длины средней аэродинамической хорды - САХ

САХ — хорда условного прямоугольного крыла, равновеликого по площади с реальным крылом и имеющего, при равных углах атаки, одинаковые с данным крылом величину полной аэродинамической силы и положение центра давления.

Если непонятно, то ничего страшного, просто надо понимать, что она измеряется от нуля до ста в процентах от условной хорды, и чем больше центровка, тем ближе центр масс к хвостовому оперению.

Вверх к звёздам

Так вот, дело в том, что у самолета очень задняя центровка, потому что все двигатели и тяжелый хвост находятся сзади, и, соответсвенно, самолёт имеет тенденцию вставания на дыбы в случае неправильной загрузки, неправильного распределения массы.

Не терпится подняться в небо
Не терпится подняться в небо

Чтобы понять насколько все серьезно, пустой самолёт имеет центровку 48%, центровка заваливания на хвост почти 53%, на самом деле чуть меньше. В руководстве указано, если с передних кресел трёх пассажиров переместить на задние, то центровке увеличится на 1%, соответсвенно, достаточно 15 человек в хвосте, чтобы самолёт упал. По этой причине на посадку сначала идут пассажиры, сидящие в начале салона, а на высадке наоборот первые — пассажиры из задней части салона. Так же имеется ряд требований по порядку загрузки грузовых отсеков. Буксировка пустого самолета в безветренную погоду разрешается только с балластом в 600 кг расположенный в определенном грузовом отсеке.

Тот же самолёт
Тот же самолёт
Ещё одному не терпится в небо
Ещё одному не терпится в небо

Но конструктора нашли решение этой проблемы. В хвостовой части приделали дополнительную ногу. Честно говоря, об этом я узнал от техника работающего на полигоне МГТУ ГА около Шереметьево. На фото я не видел таких Ту-154. Но у самолета Ил-62, имеющего схожую болезнь, такое решение точно применялось.

Под хвостом видно тонкую, длинную стойку
Под хвостом видно тонкую, длинную стойку

Спасибо, что прочитали статью, надеюсь интересная. Пишите комментарии, подписывайтесь.