Крестным отцом эскадренных миноносцев,до сих пор сохранивших в западных флотах название класса- destroyers -от "истребители миноносцев" , стал вездесущий Джон Фишер,тогда,в начале 1892 года занявший пост третьего лорда Адмиралтейства. Истреблять французские миноносцы-наша задача,сказал Фишер с подачи известного судостроителя Альфреда Ярроу. Название прижилось.К 1900 году в британском флоте было уже 75 эсминцев.Еще 28 стояло на службе всех других стран мира.
Служба на эсминцах того времени была совсем не сахар. Небольшие размеры кораблей не позволяли обеспечить морякам минимально сносное существование.В декабре 1900 года офицер эсминца британской Средиземноморской эскадры Джон де Робек предложил создать новые корабли этого типа-большей дальности,большей мореходности,с полубаком,с мостиком,расположенным ближе к корме,во избежание заливания и пусть с меньшей,но с более реальной и предсказуемой скоростью.Предложение было поддержано и другими офицерами.Летом 1901 года был создан эскизный проект нового эсминца. А заказы были выданы различным судостроительным фирмам-которые дорабатывали проект для получения заказанных характеристик. По этой причине детали корпуса и внутреннего устройства различались между кораблями в классе.
Новый класс эсминцев получил название тип "Ривер"(Реки) ,т.к. названия корабли получали в честь английских и ирландских рек. В 1913 году в связи с проводимой унификацией переименованы в тип Е.
Эскадренные миноносцы типа River стали первыми эскадренными миноносцами британского флота, разработанными в ХХ веке. Они также стали первым типом британских эсминцев, имевшим отдельные каюты для офицеров.
Данные корабли обладали гораздо более прочными корпусами при водоизмещении 590 – 634 т. Мореходность также стала значительно лучше. Новые эсминцы могли держать скорость 23 – 24 узла при такой погоде, при которой старые не выходили с базы. Максимальная скорость "Риверов" превышала 26 узлов.Несмотря на значительное увеличение водоизмещения, вооружение сильно не изменилось. Изначальное вооружение: одно 76-мм орудие и пять 57-мм орудий. Позже 57-мм орудия были заменены на три 76-мм. Также были ужесточены требования к скоростным испытаниям- они отныне должны были производиться с полной загрузкой углем и с установленным вооружением и механизмами.
Параллельно британцы продолжали эксперименты с силовыми установками. Первые турбинные миноносцы: «Viper» (1900), «Cobra» (1901) и «Velox» (1904). Первым эсминцем с паровой турбиной стал «Вайпер» ( HMS Viper), на испытаниях он достиг скорости в 36 узлов. Хотя вскоре сам «Вайпер» во время маневров выскочил на камни и его корпус разрушился неожиданно быстро и сильно , эсминец разломился пополам и затонул во время шторма, английский флот заказал ещё несколько эсминцев с паровыми турбинами. Сначала во всех бедах винили турбину,но виновата оказалась слабость корпусов,характерная для всех тогдашних эсминцев.
Все корабли работали на угле, и все, кроме трех, имели паровые двигатели с тройным расширением ; Eden , Stour и Test работали на паровых турбинах . Несмотря на жесткие требования, на испытаниях все эсминцы показали контрактную скорость, Eden с турбинами развил 26,23 узла, Usk и Welland чуть более 26 узлов, остальные - чуть более 25,5. Испытания на 12-часовой ход не прошел ни один из эсминцев и их котловое оборудование пришлось дорабатывать.
Сравнительные испытания турбинного Eden и эсминцев с традиционной паровой машиной, выявили превосходство турбины на высоких скоростях хода, а также более медленный набор оборотов после поворота и увеличенный диаметр циркуляции.
Во время первых переходов и маневром эсминцы типа River показали хорошие мореходные качества, но обладали недостаточной скоростью хода на спокойной воде, плохой управляемостью на малых скоростях и высоким демаскирующим силуэтом. И за низких труб была затруднена подача сигналов - флаги быстро становились черными из за дыма из труб, который к тому же часто заполнял мостик, лишая обзора.
Ряд компаний в ожидании заказов построили корпуса для новых эсминцев в качестве задела. Первоначально Адмиралтейство не планировало выкупить эти корабли, но после потери HMS Gala и HMS Blackwater решило все же купить незаказанные эсминцы HMS Stour и HMS Test, построенные Cammell Laird из спекулятивных соображений. Вместо обычной цены £67 000-£87 000 незаказанные эсминцы выкупались за £50 000.
К 1906 году русско-японская война показала, что 6-фунтовое орудие недостаточно эффективно, поэтому пять 6-фунтовых пушек на эсминцах этого класса были заменены тремя дополнительными 12-фунтовыми, реализуя модный принцип «только большие пушки».
Более крупные,прочные и мореходные "Риверы" стали первыми реально эффективными истребителями миноносцев Королевского флота. Несмотря на то, что скорость составляла всего 25 узлов (предыдущие классы эсминцев считались 27 и 30 узловыми,но в реальных боевых условиях воспроизвести их не могли.Несмотря на множество конструктивных различий, все корабли имели либо две широкие трубы , либо две пары узких труб.
По образцу "Риверов"строили и заказывали эсминцы для своих флотов во многих странах мира.Они стали образцом для всего поколения довоенных эсминцев.
Было заказано 34 корабля - десять кораблей по Программе 1901-02, восемь кораблей по Программе 1902-03 (один дополнительный был куплен, когда Палмерс построил его в инициативном порядке) и пятнадцать кораблей по Программе 1903-04; два дополнительных судна ( построенных на спекулятивных ожиданиях без предварительного заказа ) были приобретены в 1909 году в рамках Программы 1908-09.Всего в 1903-1905 гг построено 36 эсминцев типа "Ривер". Первые по-настоящему мореходные эсминцы Британского флота. Строились разными фирмами и существенно отличались друг от друга.
*где отдельно не уточнено-указана дата спуска на воду.
- Hawthorn Leslie тип; все построены Hawthorn Leslie, Hebburn, Newcastle upon Tyne. Отличались двумя короткими трубами- 6 единиц.
- Derwent – «Дервент» (14.2.1903 - погиб 2.5.1917),Eden – «Эден» (13.3.1903-погиб 18.6.1916) ,Waveney – «Вэйвней» (15- 16.3.1903 - искл. 10.02.1920),Boyne – «Бойн» ( 12.9.1904 - искл.30.08. 1919),Doon – «Дун» ( 8.11.1904-искл.27.06. 1919),Kale – «Кэйл» (8.11.1904-погиб 27.3.1918)
- Palmer тип; все построены Palmers Shipbuilding and Iron Company, Jarrow. Отличались четырьмя близко расположенными трубами-9 единиц.
- Erne – «Эрне» ( 14.1.1903 - погиб 6.2.1915),Ettrick – «Эттрик» (28.2.1903 - искл.27.05. 1919) ,Exe – «Эксе» ( 27.4.1903 -искл. 10.02.1920) ,Cherwell – «Червелл» ( 23.7.1903-искл. 23.06.1919) ,Dee – «Ди» (10.9.1903 - искл.23.07. 1919) ,Rother – «Ротер» ( 5.1.1904-искл.23.06. 1919) ,Swale – «Свэйл» ( 20.4.1905-искл. 23.06.1919) ,Ure – «Уре» (25.10.1904 - искл. 27.05.1919) ,Wear – «Виэр» ( 21.1.1905-искл. 4.11.1919)
- Yarrow тип; все построены Yarrow Shipbuilders, Poplar, London. Отличались четырехтрубным силуэтом-6 единиц.
- Ribble – «Риббл» ( 19.3.1904-искл. 29.07.1920) ,Teviot – «Тевиот» (7.11.1903 - искл. 23.06.1919),Usk – «Аск» (25.7.1903-искл. 29.07.1920) ,Welland – «Уэлланд»( 14.4.1904-искл. 30.06.1920),Gala – "Гала"(7.01.1905-погиб 27.04.1908),Garry – «Гарри» (21.3.1905-искл. 22.10.1919)
- Laird тип; все построены Laird Brothers (с 1903 Cammell Laird), Birkenhead . Включая два корабля,построенных в инициативном порядке.Отличались двумя средними трубами-9 единиц.
- Foyle – «Фойл» ( 25.2.1903-погиб 15.3.1917) ,Itchen – «Итчен» ( 17.3.1903 - погиб 6.7.1917),Arun – «Арун» ( 29.4.1903-искл.30.06. 1920),Blackwater – «Блэкуотер» (25.07.1903-погиб 6.04.1909),Liffey – «Лиффи» ( 23.9.1904- искл.23.06. 1919),Moy – «Мой» (Л 10.11.1904-искл.27.05. 1919),Ouse – «Оуз» (Л 7.1.1905 - искл. 22.10.1919),Stour – «Стур» (3.6.1905 -включен в заказ 12.1909- искл. 30.08.1919),Test – «Тест» (6.5.1905 -включен в заказ 12.1909- -искл. 30.08.1919)
- Thornycroft тип; все построены J I Thornycroft, Chiswick. Отличались двумя высокими трубами-4 единицы.
- Kennet – «Кеннет» ( заложен 5.12.1902,спущен 4.12.1903,в строю с 1.1905,-искл. 11.12.1919) ,Jed – «Джед» ( заложен 27.02.1903,спущен 16.02.1904,в строю с 1.1905,-искл. 29.07.1920) ,Chelmer – «Челмер» ( заложен 11.02.1904,спущен 8.12.1904,в строю с 6.1905,-искл. 30.06.1920 ) ,Colne – «Колн» ( заложен 21.03.1904,спущен 21.05.1905,в строю с 7.1905,-искл. 4.11.1919)
- White тип; построены J. Samuel White, Cowes.-2 единицы.
- Ness – «Несс» ( 5.1.1905-искл.27.05.1919) , Nith – «Нит» ( 7.3.1905 - искл. 23.06.1919)
Водоизмещение 550-590/615-660 т (стандартное/полное). Размерения (длина/ширина/осадка) 67,0-71,0 / 7,16-7,27 / 2,16-2,45 м. ( 71,2x7,2x2,9 м («Эрне»), 68,6x7,3x2,8 м (-Кеннет»), 68,6x7,2x2,7 м («Тест»). Энергетическая установка - 2 х Паровые машины тройного расширения или 2 паровые турбины («Стур» и «Тест» ) или 3 паровые турбины («Эден» ). 7000 л.с. - 7 700 л.с. .Скорость хода 25,5 узл. Дальность плавания 3000 миль(на 13 узлах). Экипаж до 70 чел.
Вооружение-по проекту- 1 х 76-мм QF 12-pounder 12 cwt Mk I;5 х 57-мм QF 6-pounder Hotchkiss;.Торпедное вооружение-2 ТА, 4 торпеды 450-мм.
Под влиянием опыта русско-японской войны летом 1906 года на эсминцах типа River было усилено пушечное вооружение: вместо 57-мм орудий было установлено два орудия 76-мм QF 12-pounder 8 cwt, одно на полубаке, второе - в кормовой части. Носовое 76-мм орудие на эсминцах первых годов постройки было перенесено с полубака на боевую рубку. В 1907 году было принято решение оборудовать все эсминцы типа River, за исключением Test и Stour, радиостанциями модели Mark II, работающими в фиксированном диапазоне волн D (длина волны 233 метра). В экипажи была введена должность телеграфиста, а корабли оборудованы мачтовыми антеннами длиной 5 метров, которые были растянуты между мачтой и кормовой частью корпуса. Радиорубка была размещена или на мостике, или на верхней палубе между мачтой и носовой трубой. Практические испытания показали возможность проведения связи на расстоянии 50 морских миль. Одновременно с установкой радиостанций была произведена замена торпед на более современные модели R.G.F. Mark VI SR. В 1909 году было запланировано перевооружение на 450-мм торпеды моделей Mark VII, Mark VII* и Weymouth Mark I, а также проходили испытания 533-мм торпед Mark I и Mark II, но из за сложностей с переоборудованием эту модернизацию отменили, а в 1918 году было произведено перевооружение 450-мм торпедами Mark VII. В конце 1913 года 76-мм орудия QF 12-pounder 12 cwt были оснащены более совершенными турельными установками. В 1915 году эсминцы были снабжены переговорными устройствами, обеспечивавшими связь между мостиком, орудиями и торпедными аппаратами. В годы Первой мировой войны часть эсминцев вооружались глубинными бомбами, поэтому на них орудия 76-мм QF 12-pounder 8 cwt были демонтированы.
Впервые корпус британских эсминцев получил полубачный силуэт, а для его изготовления была использована высокопрочная сталь, что способствовало снижению веса. Для улучшения защиты палубной команды волнорез был перемещен ближе к форштевню, а паровая машина и валы смещены вниз, ближе к основной плоскости. Для обеспечения требуемой дальности хода между носовым котельным отделением и кубриком был предусмотрен дополнительный угольный бункер.
На большинстве эсминцев устанавливалось по 4 водотрубных котла и по две вертикальные паровые машины тройного расширения: либо четырехцилиндровые производства Hawthorn Leslie, либо трехцилиндровые производства Laird. На эсминце Eden были установлены две паровые турбины Parsons. Первоначальный проект предусматривал 6 винтов на трех валах, но после испытаний число винтов было уменьшено до 3. Запас угля составлял от 120 до 128 тонн, что позволяло достичь дальности хода 1600-1800 морских миль при скорости 11 узлов. Турбинная установка Eden состояла из двух пар турбин высокого и низкого давления. Экономичная турбина использовалась на малом ходу, а на скорости выше 19 узлов работали все турбины.
При проектировании значительное внимание было уделено удобству размещения экипажа. Штурман наконец то получил закрытое помещение в надстройке ( в ранних эсминцах штурманское место располагалось между труб под открытым небом). Благодаря изменению расположения силовых агрегатов улучшилась обитаемость офицерских кают в кормовой части корабля. Камбуз был размещен в на верхней палубе под надстройками мостика, а кубрики команды - в развалах носовой части. Они оставались очень тесными, большая часть команды спала в гамаках, лишь несколько человек могли разместиться на рундуках, в которых хранилась посуда и личные вещи. Зато каждый офицер имел отдельную каюту, а командир корабля дополнительную паровую печь. Обогрев остальных кают появился только после проведения модернизаций. Стандартный экипаж эсминца состоял из командира корабля в звании лейтенанта, его помощника суб-лейтенанта, инженера и артиллериста. Палубная команда состояла из 13 матросов-комендоров. Силовую установку и механизмы обслуживали командир группы механиков, 3 еханика, 3 главных кочегара, 3 ведущих кочегара и 31 рядовой кочегар.
Пушечное вооружение не сильно отличалось от вооружения эсминцев предшествующих типов. Носовое 76-мм орудие размещалось на спонсоне палубы полубака, но по настоянию Комитета по вооружениям на эсминцах, построенных по программе 1902/1903 года орудие было перенесено на платформу, смонтированную на боевой рубке, чтобы защитить расчет от брызг. Боезапас составлял 100 выстрелов на орудие, в том числе - по 12 шрапнельных снарядов. Дополнительно экипаж имел личное оружие: 20 палашей, 20 револьверов и 12 винтовок.
Торпедное вооружение эсминцев типа River состояло из четырех 450-мм торпед Whitehead Mark V и двух однотрубных торпедных аппаратов с электро-пневматическим пуском.
Еще до начала войны Королевский флот потерял два эсминца. 27 апреля 1908 года во время учений крейсер Attentive протаранил Gala и Ribble, серьезно повредив их ниже ватерлинии. Gala после удара разломился пополам, кормовая часть затонула и эсминец хотя и был отбуксирован в док, восстановлению не подлежал. «Блэкуотер» 6 апреля 1909 года столкнулся с торговым судном SS Hero и затонул.
Эсминцы приняли активное участие в мировой войне. «Челмер», «Коли», «Джед», «Кеннет», «Риббл», «Аск» и «Уэлланд» в августе 1914 г. находились в Китае, участвовали в действиях против Циндао, затем перешли в Европу. 19 июля 1918 года HMS Garry атаковал глубинными бомбами немецкую подводную лодку UB-110 неподалеку от северного побережья Йоркшира. Поврежденная лодка всплыла, но была уничтожена в результате тарана эсминца. За смелые действия командир эсминца был удостоен награды Distinguished Service Cross (DSC) - третьей по значимости военной награды Великобритании. 28 августа 1918 HMS Ouse уничтожил немецкую подводную лодку UC-70 у берегов Йоркшира, а 29 сентября 1918 года, совместно с эсминцем HMS Star - подводную лодку UB-115 в районе Сандерленда. Wear, Jed, Chelmer и Kennet 5 июля 1915 участвовали в блокаде турецкого побережья в районе Смирны, принимали участие в успешной атаке на турецкий миноносец Demir Hissar(миноноска в 97 тонн,1908г.). 23 ноября 1914 года HMS Garry протаранил и затопил немецкую подводную лодку U-18, когда та пыталась прорваться в Скапа-Флоу. 16 декабря 1914 года Doon, Waveney, Test и Moy участвовали в отражении атаки немецких крейсеров на Хартлпул.
За успешные действия во время блокады пролива Дарданеллы 1915 - 1916 годов Chelmer, Ribble, Kennet, Wear, Jed, Colne и Usk были удостоены специальной награды.
Три эсминца было потеряно на минах- «Дервент», «Фойл», «Кэйл» (27 марта 1918 в Северном море). HMS Foyle 15 марта 1917 подорвался на контактной мине, установленной немецкой субмариной UC-68 в районе Плимута. При взрыве погибло 28 человек команды, а корабль затонул во время попытки буксировки в порт. 2 мая 1917 года HMS Derwent подорвался на контактной мине, установленной немецкой подводной лодкой UC-26 у французского порта Гавр. Затонул в 5 км от побережья, никому из 58 членов экипажа спастись не удалось.
6 июля 1917 года HMS Itchen был торпедирован немецкой подводной лодкой UC-44 в 70 милях северо восточнее Петерхеда, Шотландия и затонул, при этом погибло 8 членов экипажа. на следующий день HMS Ettrick был торпедирован немецкой подводной лодкой UC-61 в 15 милях к юго западу от Бичи-Хед в проливе Ла-Манш, погибло 49 человек. Позже корабль был отбуксирован в порт, но восстановлению не подлежал и был продан на лом. «Эден»затонул после столкновения с пароходом SS France в Ла-Манше 18 июня 1916 года. 6 февраля 1915 года HMS Erne под командованием капитан-лейтенанта Джона Лэндона во время шторма выбросило на скалы в районе Абердиншира, шотландское побережье Северного моря. Корабль переломился во время попытки буксировки и позже был продан за £405 на лом.
Все корабли, пережившие войну, были распроданы на слом к концу 1920 года.
"Риверы"-первые по-настоящему мореходные эсминцы Британского флота. Именно с них эсминцы приобрели привычный на полвека силуэт и возможности выполнять боевые задания вдали от морских берегов. Благодаря им в основном произошел отход от порочной практики показательных испытаний на скорость. Флоту требовались реальные данные для планирования операций,а не фиктивные цифры из рекламных брошюр.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.