«Физическая невозможность смерти в сознании живущего» – это известная работа современного художника Дэмьена Хёрста, во круг которой по сей день ведётся множество споров. Сама инсталляция представляет собой пятиметровую тигровую акулу, помещённую в аквариум с формальдегидом. Эта работа стала одной из самых значимых объектов британского искусства 90-х годов, а также стала символом группы современных художников Великобритании – Бритарта. Вокруг этой работы Хёрста возникает немало вопросов и споров. Одни принимают это за живодёрство, а другие за искусство. Так является ли на самом деле “Физическая невозможность смерти в сознании живущего” произведением искусства? В своей статье я разберу этот вопрос.
Для того что бы разобраться в этом вопросе нужно сначала понять какие существуют принципы и критерии для оценки предметов искусства. За этим обратимся к статье А. Емельяновой «Дискуссии о современном искусстве: компаративистский анализ путей разрешения». В своей статье А. Емельянова отмечает следующее: «в современном искусстве акцентируется содержательный аспект», а это значит, что первый критерий – это наличие смысловой составляющей. В данной статье автор проводит параллель между классическим и современным искусством. Благодаря этому сравнению можно понять, что современное искусство в отличии от традиционного работает на эмоцию, а не на эстетику и самобытность. Примером может послужить инсталляция, которую представили на выставке в Дании, где в десять блендеров были помещены живые золотые рыбки, а посетителям предлагали включить эти самые блендеры. Соответственно вторым критерием является вывод зрителя на эмоцию, так как предмет, который шокирует человека, вызывает больший интерес.
Теперь, выделив два основных критерия с помощью которых можно проанализировать работу, требуется определить подходит ли под эти принципы произведение Хёрста. В видео «Дэмьен Хёрст в галерее Tate Modern» он рассказывает о своих творениях и объясняет суть этих арт-объектов, поэтому я буду делать анализ, взяв за основу этот видеоматериал. Комментируя свою идею с акулой Дэмьен говорит: «я сразу понял, что она должна быть достаточно большой чтобы съесть тебя, а воды нужно столько чтобы становилось страшно». Также он рассказывает о том, как проходил мимо работы Ричарда Сера в галерее Саачи и был напуган мыслью о том, что эта штука может упасть на него. Исходя из слов Дэмьена можно сказать, что в первую очередь инсталляция с акулой направлена на то, чтобы вызвать эмоцию у зрителя – чувство страха. Так же он говорит о том, что любит искусство, которое может запутать, и появляется неуверенность в том что видишь: «ты не понимаешь где тут искусство, но твоё подсознание знает». И эти слова указывают на присутствие смысла и содержательности работ Хёрста.
Подводя итог своей небольшой статьи
, могу сказать, что «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» является произведением современного искусства, потому что подходит под две основных её составляющих.