Партизанская война развивается весьма неожиданно, а масштабы партизанских движений на восточном фронте заставляли немецкие войска делить на основные боевые и тыловые формирования. На фронте боролись вермахт и многие дивизии СС, в то время как в тылу сражались СД, некоторые штрафные батальоны и малая часть СС. Кстати, когда говорят о сложном взаимоотношении СС и вермахта, то имеют в виду тыловые оперативные подразделения и фронтовиков, а в качестве подтверждения – история одного из ветеранов восточного фронта.
ГДЕ И КОГДА?
Описываемые события происходили в марте 1944 года на территории западной Украины. Автор воспоминаний был младшим офицером и командовал ротой солдат дивизии вермахта. Весна выдалась тяжёлый для немцев и дивизии по возможности обновляли или полностью заменяли.
Автору повезло, его полк попал в двойку выведенных из фронта в тыл. Никакой техники у полков не было – только стрелковое оружие и боеприпасы к нему, а тяжёлую технику оставили товарищам, оставшимся на фронте. По прибытию в деревню, солдаты вермахта были голодными и совершенно не знали, что происходит кроме войны и как дела у других подразделений.
Вопросы не были уникальными, но прибывшие подразделения СД могли дать ответ на некоторые из них. Забегая наперёд, скажу сразу, что офицеры вермахта, прошедшие не малый путь с пренебрежением относились к карателям, хоть СС, хоть СД. Они не видели особой разницы.
СМЕНА ТАКТИКИ ПРОТИВ ПАРТИЗАН
Долгое время, немецкие части использовали одну и ту же тактику – окружали партизан (преимущественна это были леса и болота) и медленно сдавливали кольцо. Подобные действия со стороны карателей, а также их методы пыток, о которых было известно, заставляли партизан сражаться с особенно упорно. Они не надеялись на блага в плене и хоть какие-то привилегии, жертвуя собой и унося в могилу десятки немецких солдат. Такие операции были довольно долгими и оттягивали большие людские ресурсы, что приводило к большим потерям.
Кроме выше сказанного, автор воспоминаний отмечал своеобразие лесных боёв. Из-за деревьев, даже собственные выстрелы звучали отовсюду и это «ломало» восприятие окружения. Солдаты легко путались, откуда ведут огонь, кто его ведёт и опасались за тылы, что отвлекало от первостепенной задачи.
Что ж… Вернёмся к событиям весны 1944 года. Отозванные полки были переданы под командование командиру части СД, а они прибыли в деревню для подавления партизанской группы. На сей раз стратегия была особенной – немцы не старались окружить партизан. Они шли широким веером по лесу и вытисняли партизан к полю недалеко от леса, а корректировщики давали указания артиллерии на упреждающий удар по тылам партизанского отряда.
ДЕЙСТВИЯ СД.
Полковник СД, из воспоминаний автора, был достоин своей части – безнравственным придурком, которые убивали ради удовольствия в сравнительно тихом тылу, пока основные подразделения должны были убивать, чтобы остаться в живых, жили в ужасных окопных условиях и только ждали свой пули или осколка.
Так как к СД присоединили два полка вермахта, полковник карательного батальона принял решение пустить чужих людей вперёд для выявления огневых позиций партизан. План был удачным – пока вермахт сражался, СД отсиживались за спинами передовых рот. Бои были затяжными и поэтому, офицеры вермахта пошли на небольшую хитрость – растянуть время, сократить численность людей в бою и сменять их по мере ранения или усталости, которую измеряли временем в бою. Так, удалось сократить потери и вытеснить партизан со своих позиций.
Кстати о позициях – автор отметил, что огневые позиции и окопы были сооружены не хуже, чем на фронте, что выдавало присутствие опытного советского офицера в рядах партизан.
Когда же бои в лесу закончились, пришло время подсчитать потери, а СД приступили к своему грязному делу. Они мучали и добивали партизан, находили в этом развлечение. В то же время, два офицера вермахта начали считать потери в своих ротах. Из двух отрядов вермахта семь человек погибли, трое стали инвалидами и ещё один не факт, что выживет в госпитале. Потери в сравнении с обычными операциями были значительно меньше, но среди потерь были солдаты с большим опытом. В то время, как уцелевшие солдаты вермахта валились с ног, СД праздновали, ещё и как – с радостным смехом, издевательством над партизанами и бутылками «спирта». После этого, один офицер сказал – «не сочти меня за безумца, но я хочу обратно на фронт…»
Благодарю вас за внимание. Ставьте лайки иделитесь своим мнением в комментариях. Подписывайтесь на канал «История мировых войн» и не пропускайте новые публикации.