Продолжаем разговор о правилах любительского рыболовства. Буквально на этой неделе Клуб получил приглашение на продолжение участия в Рабочей Группе СЗТУ ФАР по рассмотрению внесения изменений в Правила рыболовства.
Ранее мы говорили о том, чего хотим, чего не хотим видеть в Правилах. Этому был посвящен буквально предыдущий блог.
Сейчас на сайте ПКР в теме "Рыболовное право" уже начинается обсуждение конкретных предложений по правилам для Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Возможно некоторые вопросы будут интересны и другим регионам, приглашаем присоединяться, делиться опытом, высказывать свои мнения.
Ожидаемо, как только появились конкретные предложения , тут же началась и критика их. Нет у рыбаков - любителей единой позиции. Чего уж говорить, многие относятся к рыбным богатствам, как к тому ресурсу, от которого не убудет, сколько не его не изымай. некоторые живут по принципу - я сегодня взял, а завтра будь, что будет...
Но самое интересное, что как раз эти категории и не спешат ни с критикой предложений, ни с озвучиванием своих прав. А первая критика как раз исходит от тех, кто скептически относится к возможностям либерализации Правил, поскольку видит в любых послаблениях угрозу рыбным запасам.
Что ж, всех понять можно. Но идя в процесс обсуждения мы в первую очередь видим необходимость донести до регулирующих органов позицию простых рыбаков.
Очевидны две, так сказать, стартовые позиции:
1 Самую главную роль в установке Правил должна играть наука, дающая объективную оценку реального состояния рыбных запасов и их перспектив на водоемах.
2 Какие бы Правила не были установлены, их выполнение должно обеспечиваться соответственным контролем в первую очередь со стороны государства.
Сейчас условно говоря , все Правила рассматриваются с двух точек зрения: как это отразится на рыбе, и как это отразится на промысле. Армия любителей из процесса формирования Правил выключена. А это представляется несколько несправедливым. В абсолютном большинстве европейских стран правила ловли во внутренних водоемах отданы на самый низкий, чуть ли не муниципальный уровень, и принимают их в основном рыбаки, при необходимости, прибегая к данным научных исследований. До этого нам конечно далеко, но начиная работу , надо на берегу договариваться о принципах.
А принципы просты - правила должны обеспечивать сохранность рыбы в водоемах, и права людей этими запасами пользоваться.
Что мы видим сейчас? Если говорить о наших реалиях Северо-Запада. За исследования популяций рыбы как бы отвечает НИОРХ (как он отвечает и исследует - мы в общем-то представление имеем, равно как и какие у него сложности)
Как работает по выполнению правил рыбоохрана - мы тоже знаем, равно как представляем ИХ сложности и трудности.
А вот наши доводы и резоны в общем то они и представлять и защищать не обязаны. И именно мы должны по крайней мере ставить вопросы, исходя из осознания своих правовых интересов. И находить решения удовлетворяющие условиям - сохранения рыбы, возможностям людей для получения удовольствия от рыбалки, и реалий исполнения и контроля со стороны органов надзора.
Поэтому обсуждение начинается с того, что мы говорим о том, что интересует нас, как рыбаков, и тут не важно, что могут быть высказаны например конкретные интересы отдельных рыбаков, не совпадающие с действующими положениями правил.. Важно, что по запросу должен быть ответ от органов представляющих науку и надзор.
Больше того, например сейчас многие вещи в Правилах перекликаются с Водным кодексом, с Гражданским кодексом, и , если еще со стыковками с Водным кодексом получается у органов контролирующих есть заинтересованность их прорабатывать, то с точки зрения кодекса Гражданского - похоже они Правила ни разу не рассматривали. Иначе чем объяснить те же- без удочек ходить на моторе в нерестовый запрет можно, промысловикам - можно, любителям нельзя. Это как раз нарушение ГК РФ.
И, по крайней мере, как видится мне развертывание работ в этом направлении.
1 Мы сформировали принципиальные вопросы. Сформировали исходя как из своих соображений здравого смысла, так и включая вопросы, заданные в теме обсуждения правил на сайте ПКР в разное время.
С перечнем вопросов можно познакомиться например здесь .
2 Проговариваем их с коллегами по рабочей группе, смотрим на принципиальную целесообразность проработки, если и со стороны ФАР и науки есть согласие, что этот вопрос надо и можно прорабатывать , то смотрим, какие пункты правил это затрагивает, и уже мы (возможно совместно с СЗТУ ФАР) делаем конкретные предложения по изменению конкретных пунктов и подаем в НИОРХ для рассмотрения учеными.
3 Получаем экспертное заключение ( у них как правило вопрос рассматривается на Ученом Совете НИОРХ) - и делаем уже совместное решение по конкретному пункту Правил.
4. Если по п.2 получаем мотивированный отказ по включению пункта в проработку , или например нам навязывают пункт, ущемляющий наши права - то привлекаем специалистов по Гражданскому праву и отстаиваем свою позицию. В том числе, используя СМИ, суды и другие гражданско-правовые способы.
5 Если по п.2 или уже в ходе обсуждений по п.3 получаем обоснованное решение специалистов (ученых) о нецелесообразности того или иного изменения, то тоже через сайт, возможно и шире, доводим это экспертное мнение до людей, тем самым создавая у людей понимание в целесообразности Правил.
Ведь по сути наша задача, как общественной организации - не "отсюда мы диктуем всему миру свою непреклонную волю", а процесс формирования общественного сознания, включающий в себя как прямую связь с властью, так и обратную связь - в то самое общество.
Этой статьей мы начинаем цикл, посвященный конкретной работе над предложениями в Правила любительского рыболовства Петербурга и Ленинградской области.
Призываем поддержать нашу работу отметками "нравится" и препостами информации с сайта и статей Дзена в соцсетях. Приходите на сайт с конкретными предложениями по изменению Правил.
Если вам интересно, как организовать обсуждение в вашем регионе, обращайтесь с вопросами, чем можем - поможем.
Николай Кириллов.