В детстве мы каждое лето проводили в деревне.
Дома наших бабушек стояли рядом, и мы целыми днями носились, играли, веселились на поляне перед домами. Не забывая иногда заглянуть в мазанку бабы Пелагеи или в амбарчик бабы Тани.
Мазанка - это такая маленькая самодельная избушка, собранная, практически, из того, что под рукой было.
А внутри нее - сокровища.
Рулоны ситца. Стопки полотенец. На старой кровати штабелями лежали матрацы, стеганые одеяла. Отдельно были сложены простыни, наволочки и пододеяльники. Всюду на полках - фланель, шелк, лен, х/ б.
Здесь же - ящики с мылом. Спички. 1 копейка за 100 штук. Сотни коробков. Коробки со стиральным порошком "Лотос". Неисчерпаемые запасы соли.
Каждое лето баба Пелагея выбирала время, неторопливо шествовала к своей мазанке и зависала там часами. Перекладывала ткани. Перебирала порошки, мыло, спички - все накопленные сокровища. Ее маленькие сморщенные пальчики любовно ощупывали каждую пачку. Она подносила их ближе к свету, щурясь, разглядывала надписи, нюхала...
Этот ритуал повторялся из года в год много лет.
Потом бабу Пелагею забрала к себе в райцентр дочь. В мазанку ходить стало некому. Она тихо ветшала под ветлами, кособочилась на ветру и стонала в непогоду.
Потом баба Пелагея умерла.
Когда у наследников дошли руки до мазанки, они уже еле - еле в нее вошли. Тогда - то и увидели они то, что так любовно копила и берегла баба Пелагея.
Состояние "сокровищ" было плачевным. Под протекающей крышей сгнили ткани. Стиральный порошок и спички отсырели. Мыло погрызли мыши.
Доставать и спасать ничего не стали. Мазанка еще несколько лет печально выглядывала из - за зарослей бурьяна, а потом тихо обвалилась вместе со своими "сокровищами". Безжалостное время поглотило ее.
Многие скажут - жадность...
Но это не так. Это гораздо глубже и печальнее.
Наши бабушки всю жизнь жили очень тяжело. По ним безжалостно прошла война. А вместе с ней - голод и лишения. После войны надо было восстанавливать страну. А необходимого для нормальной жизни было мало.
Вот и запасались впрок.
Страх голода и лишений заставлял делать запасы.
Так делали все, все.
У моей бабушки запасы были в погребе и в подполье.
Бабушка умерла в 2013 году.
Ее "стратегический" запас спичек, стирального порошка и мыла закончился лишь пару лет назад, настолько этот запас был обширным.
Еще когда бабушка была жива, но уже не могла лазить в подполье, хитрющие подросшие внуки потихоньку "пощипывали" ее водочные запасы. 'На поминки", как она нам говорила. А водка в советские времена была, как известно, качественной. Бутылка по 2,20, вроде.
Чем больше бабушка старела, тем чаще она напоминала нам, ее непутевым наследникам, что вот в этом углу подпола у нее сумки с водкой, а вот в этом сундуке - запасы тканей, а в погребе и чулане - соль, спички и порошок. Она помнила все это наизусть. Уже не могла проверить наличие, но количество запасенного помнила точно.
У соседей был амбарчик. И в нем - все то же самое. Килограммы и килограммы запасов различных наименований.
Никто из нас не входил в советскую "элиту". Это были самые обычные рабоче - крестьянские семьи, старающиеся оградить себя и своих детей и внуков от потенциально возможных лишений и голода.
Разумеется, в число "запасов" входили и ежегодно закатываемые бесчисленные банки с соленьями.
Сейчас, когда бабушек больше нет на этом свете, все это вспоминается с огромным теплом и грустной ностальгией.
И тогда...
И тогда откуда - то сверху вдруг повеет теплом, а ноздри учуят давно забытый, но такой родной запах лепешек из русской печи, а пальцы рук невольно зашевелятся, как будто перебирают запасы бабушкиных тканей.
И сердце, наше сердце, которое не обманешь, подсказывает светлую и щемящую правду: это не жадность была, и даже не страх голода.
Это была любовь.
Наши бабушки не умели красиво говорить. Их никто не научил красивым словам и замысловатым фразам.
Но они умели любить.
Их любовь - это забота.
Это - накормить и одеть.
Это - оградить, заслонить и защитить.
От голода, холода и лишений.
Спасибо тебе, моя дорогая любимая бабушка за все эти порошки, спички, мыло. За ткань, из которой я недавно - спустя пять лет после того, как ты ушла, сшила себе чехлы на кресла. Эта ткань хранит тепло твоих рук.
Спасибо за сад, который вы посадили с дедом. Вас нет, а сад плодоносит. Спасибо за землю, которая из года в год радует нас новым урожаем.
На рынке можно купить много и дешево.
Но ТАКИЕ вкусные овощи - только с родных грядок.
Запах родной земли я, наверное, узнаю из тысяч.
Спасибо за то, что я хожу по земле, по которой ходили вы. Смотрю на небо, солнце и звезды, на которые смотрели вы.
Спасибо за то, что вы были.
Спасибо за то, что вы ЕСТЬ!!!..