Найти тему
ИМХО - блог

Как африканская страна доминирует в мировом судоходстве

флаг Либерии
флаг Либерии

Либерия с ее ВВП в 2 миллиарда долларов едва ли может претендовать на образ грозы морей, не говоря уже о статусе владычицы мирового судоходства.

Однако с формальной точки зрения это именно так. В этом маленьком западно-африканском государстве зарегистрировано более 4400 судов или 12% мирового грузового транспорта, что официально делает торговый флот Либерии вторым по величине в мире.

Этот флот транспортирует все, начиная от контейнерных грузов и пассажиров круизных судов и заканчивая значительной частью нефти, импортируемой США и Китаем.

Ответом на эту загадку является то, что не все флаги одинаковы. Секрет успеха Либерийской судоходной отрасли кроется в ее законах, которые предоставляют владельцам судов дешёвую и без жесткого регламента площадку.

Современное международное право устанавливает, что любое судно перевозящее пассажиров либо какой-то груз должно быть зарегистрировано в определенной стране. И естественно владельцы судов предпочитают регистрироваться в странах с минимальными налогами.

судоходство в западной Африке
судоходство в западной Африке

Приблизительно 40% мировой валовой грузоподъемности морских судов принадлежат Панаме, Либерии и Маршалловым островам.

В 1980-ых когда судоходство «под удобным флагом» стала объектом пристального контроля со стороны правительств всего мира, были разработаны специальные многосторонние механизмы делающие владельцев судов подотчетными вне зависимости от места регистрации.

Однако, в действительности же эти механизмы задействовались редко, а новые нормативные акты было невозможно законодательно закрепить из-за усилий лоббистов.

Например, когда ООН попыталось принять директиву обязывающую государства вроде Либерии либо отказаться от своих кораблей, либо приобрести реальную долю владения ими, инициатива ООН провалилась, не собрав необходимого для её утверждения количество голосов.

-3

Казалось бы таким, таким выгодным положением можно воспользоваться, что бы сделать африканскую страну развитой и богатой. Но в реальности национальная экономика находится в состоянии кризиса. Инфляция колеблется у отметки в 25%, элита погрязла в коррупции. А новый президент назначил американскую компанию главным органом по управлению судоходной отраслью страны.

вирус Эбола
вирус Эбола

В добавок возникновение эпидемии вируса Эбола, начавшаяся в 2014 году, спровоцировало уход из страны инвесторов и гуманитарных организаций.

Еще один удар по Либерии пришелся на 2018 год, когда миротворческий контингент ООН покинул страну оставив ослабленное государство без защиты.