Давно закончился период младенчества, прошел кризис негативизма и вот вашему малышу уже 5-6 лет. Это самый нежный возраст, когда кроха знакомится со своими чувствами. И чувство страха не будет исключением. В это время дети начинают осознавать опасность высоты, автомобилей и других, угрожающих жизни, факторов.
Но самый основной и самый интересный страх в этом возрасте - страх смерти. Дети становятся наблюдательными и замечают, что у всего живого есть конец. Все умирают. Сначала они видят смерть жучков и паучков, рыбок, хомячков. Затем знакомятся со смертью в мультфильмах и кино. А бывает, что смерть случается где-то очень близко, с людьми, с такими же как и он сам. И ребенок наконец понимает, что он тоже умрет.
На этом этапе, важной задачей детской психики является выстраивание защиты против этого страха. И больше всего ребенок боится не собственной смерти, а смерти своего родителя. Ведь на уровне детских инстинктов, смерть родителя - это смерть и ребенка. О нем больше не кому будет заботиться. И именно в этом возрасте родитель слышит первые вопросы о смерти. Как помочь?
Во-первых, никогда не уходите от темы, не игнорируйте эти вопросы. Чем меньше ответов, тем тревожнее ребенку. Если родитель не хочет об этом говорить, значит это действительно страшно. Не надо ждать пока ребенок узнает об этом из страшилок или от чужого взрослого, с которым ваши взгляды на смерть совсем не схожи. Расскажите сами!
Во-вторых, рассказывайте аккуратно, только правду, но при этом не перегибайте палку с подробностями. Рассказывайте в соответсвии с вашей религией, с вашими семейными ценностями. Можно придумать волшебную сказку. Сейчас есть множество красивых детских книжек на эту тему, но не забудьте сначала сами прочитать, что в них написано.
Если с разговорами о смерти стало немного понятнее, то что же делать с бабайками и приведениями? Бабайки и приведения это тоже проявление страха смерти. Тут на помощь придет техника по оживлению страха, мы создаем образ страха и выносим его во вне. Из фантазий ребенка в реальный мир. Для этого нам потребуется: ребенок, его страх и мамина, ну или папина, помощь.
Самое простое - берем карандаши, чистый лист и вместе с малышом рисуем бабайку. Прорисовываем все мелочи, уточняем какого он цвета, роста, есть ли у него зубы и т.д. Затем предлагаем ребенку сделать бабайку смешным. Дорисовываем ему бантик, улыбку до ушей или мяч, велосипед. Наша задача снизить напряжение, а еще лучше, подружить ребенка с его страхом. Можно взять фигурки животных или кукол и проделать тоже самое, например, надеть на них смешные вещи или сделать нелепую прическу кукле.
Важно рассказать ребенку, что иногда страх помогает нам. Например, переходя дорогу мы боимся попасть под автомобиль, поэтому делаем это аккуратно и смотрим по сторонам. Или мы боимся боли, поэтому не лезем в розетку и осторожно обращаемся с острыми предметами т.д.
В этом возрасте у ребенка формируется доверие к своему значимому взрослому. Поэтому не оставляйте его наедине со своими переживаниями, не обманывайте и уж тем более не ругайте за его чувства.
Всем добра! Разговаривайте со своими детьми почаще!