«Уловка-22» это экранизация одноимённого нашумевшего романа американского прозаика-романиста Джозефа Хеллера, который известен своей литературой абсурда. Хеллер известен также и своими романами «Чистое золото», «Господу ведомо», «Вообрази себе картину», но например советскому читателю имя Хеллера связано в первую очередь с антивоенным романом «Уловка-22».
Для режиссёра картины Майка Николса это стал третьим фильмом в его карьере. Предыдущие его два фильма уже были культовыми — «Кто боится Вирджинии Вульф?» и «Выпускник». А «Уловка-22» тоже стал знаменит среди американского общества. Вообще странно, как в то время можно было создать такое жёсткое антиамериканское произведение. В годы «Вьетнама», пропаганды и соперничества с СССР. В более поздний период, скажем в 80-е, уже можно себе представить некие антиамериканские и именно антивоенные кинофильмы, например: «Цельнометаллическая оболочка» Кубрика, «Взвод» Стоуна, но сделать подобный фильм в 1970 году, это конечно рисковано, тем более если ты начинающий режиссёр в кино. В СССР например за такое легко могли и крест на карьере провести и на «полку поставить». Ведь в этом фильме, если внимательно посмотреть, есть очень грубые сатирические моменты. Все абсурдные ситуации в сюжете очень нагло высмеивают систему, членов и политику американских военных войск. Местами кажется, что это забавная комедия, местами, что драматический абсурд и сатира, то военный фильм, то даже романтический. Это всё действительно присутствует в картине. Это помогает зрителю внимательно смотреть фильм и рассуждать самому.
Время действия 1944 год. События происходят на островке в Тирренском море, где расположен бомбардировочный полк ВВС США. Здесь служит капитан Йоссариан, странный и шумный бомбардир, которому осточертел тот факт, что полковник Кэткарт постоянно увеличивает норму боевых вылетов. То есть раньше военнослужащий мог выйти в запас, если совершил скажем 25 вылетов, а теперь же эта цифра постоянно растёт, что мешает Йоссариану уехать домой из гнилого полка, который ему надоел. Все персонажи абсурдные и гротескные. Ситуации сверх абсурдные и противоречивые.
Например расчётливый, аморальный, похожий на робота персонаж Майлоу Миндербиндер, заправляющий кухней. Его играет Джон Войт. Постоянно бегает, что-то продаёт, что-то приобретает, заключает сделки и наживается на войне за счёт других. Символ вечного бизнесмена и расчёта. Например все штатные парашюты он обменивает на египетские финики. Он говорит Йоссариану: «Мы уйдём с войны богачами!», а тот в ответ: «Ты будешь богачём, а мы трупами!».
Великий Орсон Уэллс исполняет здесь роль сатирического бригадного генерала Дридла. Он ходит с грозным видом, ничего не понимая, отдавая пустые приказы всех расстрелять, а его полудурок сын плетётся за ним и повторяет его приказы. За ним плетётся также и сексапильная любовница в военном костюме, которую все вожделеют.
Капеллан авиаполка чувствует себя белой вороной среди грубых вояк, к нему никто не относится серьёзно. Он хочет замолвить словечко за Йоссариана, но не удаётся. Йоссариан хочет быть комиссованным, если заявит, что он сумасшедший, но это и есть абсурдная уловка-22. Его могут комиссовать, если сумасшедший лично об этом заявит, но сделать это с целью избежать боевых вылетов ведь признак здравого ума. Так что это не выход:
«Постой, значит, чтобы меня отстранили от полётов, я должен быть сумасшедшим? Но раз я попросил, чтобы меня отстранили, значит я нормальный и опять должен летать?».
Йоссариан идёт на отпуск с друзьями в Рим. Там они флиртуют и гуляют с уличными проститутками. Йоссариан встречает одну из них, хочет на ней женится, та считает его сумасшедшим, раз он желает женится не на девственнице. Один из военнослужащих разговаривает с итальянским стариком. Мудрый старик рассуждает об Америке. По его словам Италия — слабая и немощная, всегда будет жить, но Америке придёт конец, рано или поздно, как пришёл конец Риму, Греции, Персии, Испании... Один из друзей Йоссариана погибает во время бомбардировки самих же американцев на свой полк. Одна из проституток думает, что это Йоссариан убил её любовника и хочет отомстить, в конце фильма даёт ему удар ножом. Другой его друг убивает девушку, но арестовывают Йоссариана за самоволку. Одна абсурдная ситуация сменяет другую. С целью избавится от вечно недовольного сеятеля смуты Йоссариана, полковник и подполковник Корн предлагают ему отправится домой, но только если он будет их прославлять в США и делать пропаганду. В конце он отказывается и убежав с мед. пункта прыгает в надувную лодочку. На одном весле он пускается в море.
Фильм может понравится зрителям любящим антивоенные, сатирические, смешные фильмы, после которых можно и поразмыслить. Цель фильма и романа это не только высмеять армию, офицеров, а проанализировать неправильность военной системы и пропаганды ведущую на гибель. С помощью смешных персонажев и абсурдных ситуаций авторы показывают те противоречия, несправедливость, с которой сталкивался каждый бывший солдат за экраном.
Понравилась статья? — Подпишитесь.
Советуем также познакомится с предыдущим фильмом Майка Николса — «Выпускник».