Весной 1920 года командование Каспийской флотилии белых приняло решение перебазировать корабли в иранский порт Энзели. По сути, другого выхода не было: города Гурьев и Красноводск были заняты Красной армией. Пребывание в Баку тоже оказалось недолгим - в конце апреля в город вошла РККА.
А Энзели в то время фактически находился под контролем англичан. В городе был размещен сильный гарнизон, имевший в своем распоряжении артиллерию, броневики и авиацию.
Довольно значительную силу представляла собой и Каспийская флотилия Вооруженных сил Юга России. В иранский порт прибыли 29 кораблей: 10 вспомогательных крейсеров (вооруженных пассажирских либо транспортных кораблей), кроме того торпедные катера (четыре штуки), авиатранспорт (с гидросамолетами), вспомогательные суда.
Правда, количество кораблей могло быть больше - но во время перехода вспомогательный крейсер "Австралия" и посыльное судно "Часовой" перешли на сторону красных. Но и оставшиеся в распоряжении белых корабли могли доставить еще немало проблем. Тем более, опираясь на поддержку англичан.
В теории - на практике же британцы по сути интернировали суда Каспийской флотилии. Но конечно, в Советской России не могли знать, какие у англичан планы.
Потому командование советской Волжско-Каспийской флотилией разработало операцию, целью которой был захват кораблей, ушедших в Энзели. Предполагалось окружить город, высадив десант с моря и отрезав его от подхода возможных подкреплений.
Стоит немного остановиться на личности одного из разработчиков операции - Федоре Раскольникове. В июне 1918 года 26-летний Раскольников руководил затоплением кораблей Черноморского флота в Цемесской бухте возле Новороссийска - чтобы они не достались немцам. В декабре того же года на борту миноносца "Автроил" отправился к Таллину. В походе принимал участие и миноносец "Спартак". Советское руководство полагало, что в городе начнется восстание рабочих, которое и должны были поддержать моряки. Вместо этого команды обоих миноносцев были пленены англичанами, Раскольников полгода провел в одной из тюрем близ Лондона. В мае 1919 года его обменяли на пленных английских офицеров. В июле того же года Раскольников стал командующим Волжско-Каспийской флотилией***.
Но вернемся к событиям в Энзели. В середине мая 1920 года началась операция по возвращению кораблей. Англичанам предъявили ультиматум, потребовав от них не оказывать сопротивления и покинуть город. Те не ответили.
События развивались стремительно: с кораблей был высажен десант, а с запада Энзели блокировал кавалеристы РККА, которые шли по суше от границы Ирана и Азербайджана. Как и планировалось, город был отрезан от внешнего мира.
Командование английского гарнизона решило не оказывать сопротивления. При этом стоит отметить, что силы сторон были примерно равны - десантников тоже было около двух тысяч человек.
Англичане и белогвардейцы покинули город. Все корабли Каспийской флотилии были переправлены в Советскую Россию. Потери при проведении операции были минимальными: один погибший и десять раненых. По сути, был установлен полный контроль над всем Каспийским морем.
Логичный вопрос - почему над всем, а как же правительство Ирана? Но дело в том, что только кораблями дело не ограничилось. За десантом в Энзели последовали другие весьма интересные события, о которых мы расскажем в следующей статье.
***В 1920-х годах Федор Раскольников перешел на дипломатическую службу. И в итоге стал одним из первых советских невозвращенцев: в апреле 1938 года его отозвали с должности полпреда СССР в Болгарии, Раскольников во время остановки в Берлине узнал о том, что смещен с должности и вместо Москвы повернул в Париж.
Будем признательны, если подпишетесь на наш канал
Самая приятная оценка нашей работы - ваши комментарии и лайки
Что еще мы можем предложить вашему вниманию? Вот, например:
Почему "Ильи Муромцы" не оправдали надежд генерала Брусилова
Почему успешный рейд казаков Мамантова разозлил Деникина и Врангеля
Один к сорока: 500 русских солдат три недели отбивали атаки персидской армии