Найти в Дзене
Исправленному верить

Самоубийство как социальное явление

Томаш Масарик
Томаш Масарик

Именно так назвалась диссертация сына живших в Австро-Венгрии неграмотного фермера-словака Йозефа Масарика и бывшей на 10 лет старше своего супруга кухарки-немки Терезы Кропачковой, исследователя русской философии, профессора Пражского университета, впоследствии ставшего первым президентом Чехословакии Томаша Масарика.

Как Томаш стал Томашем Гарригом

Томаш родился в Австро-Венгрии, в моравском городе Гёдинг 7 марта 1850 года. Родители видели в сыне кузнеца, в крайнем случае, слесаря, однако Томаш рвался к знаниям. Получив среднее образование, он продолжил учебу в Брно, затем в Вене и Лейпциге. Именно в Лейпциге познакомился с американкой Шарлоттой Гарриг, племянницей влиятельного североамериканского бизнесмена Чарльза Крейна. Вскоре Шарлотта стала его женой, а Томаш взял её фамилию в качестве второго имени, став Томашем Гарригом. Далее закрутилась любовно-политическая американо-чехословацко-российская Санта-Барбара. Чарльз Крейн взял инициативного Томаша Масарика к себе на работу, и Масарики долгое время прожили в США. Поскольку Крейн участвовал в финансировании избирательной кампании будущего президента США Вудро Вильсона, тот узнал о деятельном родственнике из Европы своего финансиста.

В 1882 году Масарик написал книгу о русской философии и стал профессором Пражского университета. Его труды по социологии и истории печатали даже в России. Степень доктора философии он получил, защитив диссертацию «Самоубийство как социальное явление». Его слушали, его поддерживали, его цитировали. Он рано примерил на себя сюртук идейного вдохновителя национального движения. Основал журнал «Атенум», со страниц которого стал координировать деятельность учёных по разоблачению изготовленной чешским просветителем Вацлавом Ганкой подложной Краледворской рукописи, согласно которой мифические чешские герои Бенеш и Ярослав при попустительстве немцев побеждали саксов и татар. Рассказ о победе Ярослава над татарами имел большой успех в русской историографии. Вымышленная Ганкой битва при Оломоуце в 1241 году попала в труды российских и советских историков и даже в третье издание Большой Советской Энциклопедии. Масарик же утверждал, что «Великое не может быть великим, если оно лживо», и с ним нельзя не согласиться.

В 1891—1893 годах Масарик избирался депутатом рейхсрата (парламента) австрийских земель. В 1902 году по приглашению Крейна читал курс лекций в Чикагском университете. Там же по 1905 год читал лекции и будущий Министр иностранных дел Временного правительства России Павел Николаевич Милюков (1859—1943). Повторно судьба свела политиков в Кембридже в 1916-м, а в 1917-м Милюков помог Масарику и Эдварду Бенешу (1884—1948), ставшему впоследствии вторым президентом Чехословакии, а затем оттеснённому чешскими коммунистами при их поддержке Советским руководством, создать в России первые военные формирования из военнопленных чехо-словаков. Кстати, именно Бенешу приписывают участие в политической афере, погубившей первых трёх из пяти советских маршалов.

В 1910 году Масарика в Ясной Поляне принял Лев Толстой. О визите и беседах имеются записи в дневнике великого писателя.

С верой в США, Россию и новую Чехословакию

C 1915 года Масарик участвовал в подпольном Движении за независимость Чехословакии «Maffie». С началом Первой мировой войны Шарлотту арестовали австрийские власти, а Масарик активно агитировал общественное мнение Швейцарии, Италии, Великобритании, Франции, России, США за независимость чехо-словаков и признание их особой нацией.

В 1917 году Масарик приехал в Россию создавать из пленных соплеменников чехословацкие воинские формирования для борьбы против германцев и их союзников. Считая дилетантским большевистское правительство, он тем не менее, пресёк попытку первого чехословацкого премьер-министра Карела Крамаржа вовлечь чехословацкие легионы в активное участие в Гражданской войне в России. В марте 1918 года, после объявления о создании Красной Армии и переезда большевистского правительства в Москву, Масарик оттуда через всю территорию в недавнем прошлом Российской Империи добрался до Владивостока и выехал в США. О своей работе в России председатель Чехословацкого национального совета Масарик вспоминал: «Эта была большая, но замечательная работа в России. Мы возвращались домой не с пустыми руками, у нас было что-то настоящее, своё, наша армия, первая, настоящая, пускай экстерриториальная, часть нашего будущего государства».

Находясь в США, Масарик сразу после падения Австро-Венгерии был избран первым президентом Чехословацкой республики и через месяц вернулся на Родину. И тут пригодились родственные связи. Младший сын Крейна Джон в 1922 году стал секретарём Масарика в Праге, а старший сын, кузен жены, в 1919—1922 годах был посланником США в Праге. Сын Масарика Ян женился на дочери Крейна, работал у него, потом у Президента Вильсона, а вернувшись в Европу, служил в Министерстве иностранных дел Чехословакии и был направлен посланником Чехословакии в Лондон.

За славян без коммунистов

В межвоенный период Масарик являлся наиболее авторитетным политическим и духовным лидером независимой Чехословакии, воплощением борьбы за независимость и создание нового государства, получив ласковое прозвище Тятичек (батюшка). При жизни сложился культ Масарика как Президента-Освободителя, по аналогии с Царём-Освободителем Балканских народов от Османского ига Александром II. Однако в своей работе «Россия и Европа. Эссе о духовных течениях в России» Масарик развенчал миф о спасительной миссии России в отношении славянских народов. В отличие от русофильского панславизма, видевшего в православии и абсолютизме добродетели, способные возродить славянство, Масарик считал их главным злом, делающим невозможным помощь России славянам и мешающим развитию самой России. Масарик поддержал Первую русскую революцию в России 1905—1907 гг. как шаг к избавлению от абсолютизма и движение в сторону демократии.

По авторитетному мнению Масарика, склонный к мистицизму русский народ в основном необразован, русский нигилизм — вульгарная форма полуобразованности, а большевизм — торжество русской необразованности. Большевистских вождей Масарик называл «людьми одной книги». Посему, несмотря на наличие великой литературы и военные успехи, Россия отстала от цивилизованного мира и представляет собой Средневековую Европу. В статье-лекции для чехословацких рабочих «О большевизме» Масарик записал: «…в России вы не найдете ни коммунизма, ни социализма, и всё потому, что русский народ просто недостаточно образован для социализма».

Масарик считал пришедших к власти в России коммунистов временщиками, неспособными укрепиться, поэтому организовал программу помощи и подготовки из молодого поколения русских эмигрантов специалистов во всех областях знаний, которые займут достойное место в будущей демократической России «Русская акция».
В 1922 году свой меморандум
«Помощь России со стороны Европы и Америки» Масарик направил правительствам большинства европейских стран.

В Чехословакии Масарик стремился создать либеральную многопартийную демократию, с допущением в политику представителей всех проживающих на территории национальностей, за исключением немцев. Масарик также критически оценивал обе крайности чешской политической мысли того времени: австрославизм — движение чехов и других славянских народов, населявших Австро-Венгрию, по преобразованию двойственной монархии в тройственное государство, породившее радикалов-младочехов, требовавших для славян автономии, и русофильский панславизм — идеологию, сформировавшуюся в странах, населённых славянскими народами, в основе которой необходимость «Славянского мира» — объединения под патронатом России на основе этнической, культурной и языковой общности. Масарик же считал, что славяне могут рассчитывать на помощь США и стран Западной Европы.

***

Эдвард Бенеш и Томаш Гарриг Масарик. Фото картин взято из открытых источников
Эдвард Бенеш и Томаш Гарриг Масарик. Фото картин взято из открытых источников

18 декабря 1935 года вместо престарелого Масарика из кандидатур Эдварда Бенеша и Богумила Немеца, президентом был избран Министр иностранных дел Эдвард Бенеш, тот самый, который, по мнению некоторых исследователей, помог предотвратить военный переворот в СССР, а других — из лучших побуждений спровоцировал Сталина на расправу с цветом Красной Армии. Масарик умер 14 сентября 1937 года в своём имении Ланы. А 29 сентября 1938 года первая Чехословацкая республика перестала существовать.

Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!