Найти в Дзене
Смотри в Корень

Игра в экспертизу

Портрет А. С. Пушкина кисти Василия Тропинина находится во Всероссийском музее А. С. Пушкина, филиале "Мойка, 12".

В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. Всероссийский музей А. С. Пушкина, филиал "Мойка, 12"
В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. Всероссийский музей А. С. Пушкина, филиал "Мойка, 12"

На официальном сайте этого музея можно прочесть следующее:

Портрет А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина был написан в мастерской художника зимой 1827 г. по заказу друга Пушкина, Сергея Александровича Соболевского.
<...>
Работу ждала судьба, полная приключений. Уезжая надолго за границу, Соболевский оставил портрет на сохранение друзьям. Однако, вернувшись в Россию, обнаружил в раме его копию, которую он, по его словам, «выбросил в окно». И портрет пропал надолго. Только в середине 1850-х годов он обнаружился в антикварной лавке и был приобретен директором Московского архива Министерства иностранных дел М. А.Оболенским. В 1909 г. был передан наследниками Оболенского в Государственную Третьяковскую галерею, откуда, после экспонирования на Всероссийской пушкинской выставке в Москве в 1937 г., попал во Всероссийский музей Пушкина.

Вам в этой истории ничего не кажется странным?

Давайте поиграем вот в какую игру. Представим себе, что в 1909 году некий человек принес нам в Третьяковскую галерею картину, утверждая, что это портрет Пушкина работы Тропинина, выполненный в 1827 году, а нашей задачей является установление подлинности этой картины.

Тогда первый вопрос, который целесообразно задать: а почему картину принесли в Третьяковскую галерею, где экспонируется большей частью современная живопись, а не в Румянцевский музей, в котором выставлены картины XVIII - начала XIX веков, в том числе полотна Василия Тропинина? В 1909 году дело обстояло именно так: часть художественной коллекции бывшего Румянцевского музея, состоящая в основном из картин русских художников - Рокотова, Боровиковского, Левицкого, Тропинина, Брюллова - вошла в состав Третьяковской галереи только в 1925 году.

Предположим, что нам дали какой-то ответ, который нас удовлетворил, например, "из личных симпатий". А на встречный вопрос "что так долго медлили, не несли сюда портрет?" нам ответили, что по семейным обстоятельствам.

Начинаем изучать саму картину. Здесь на репродукции не видно, но из описания картины с сайта музея на Мойке, 12 следует, что над правым плечом присутствует надпись "В:Тропинин\1827". Это настораживает. Обычно портретисты подписывают свои работы на внутренней стороне, чтобы автограф нельзя было ассоциировать с изображенным человеком. Ну, нелепо же будет выглядеть на портрете прекрасной дамы подпись "Пафнутий Сидоров" или "Oliver Johnson"...

Чтобы развеять или упрочить подозрения, надо сравнить портрет Пушкина с другими работами художника Василия Тропинина. Берем оцениваемую картину и отправляемся в Румянцевский музей.

Картины В. А. Тропинина: портрет жены Анны, портрет сына Арсения, портрет Н. И. Бера, Гитарист, портрет А. С. Пушкина, Кружевница, Златошвея, автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль, портрет скульптора-каменотеса Самсона Суханова
Картины В. А. Тропинина: портрет жены Анны, портрет сына Арсения, портрет Н. И. Бера, Гитарист, портрет А. С. Пушкина, Кружевница, Златошвея, автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль, портрет скульптора-каменотеса Самсона Суханова

Художник Василий Андреевич Тропинин, на мой взгляд, в искусстве портрета достиг практически совершенства. Только у него на картинах от персонажей как будто исходит свет доброты и красоты, каждый из них прочувствован и изображен художником мастерски и большой любовью. И только Пушкин в этом окружении выглядит очень статично с холодной безжизненной маской без тени улыбки вместо лица. Фирменный атрибут картин Тропинина - переход теплого света от персонажа на фон - на портрете Пушкина отсутствует.

На поясных или плечевых портретах (см. верхний ряд) Тропинин передает внутренний мир человека только через выражение лица и мимические особенности. Однако если художник изображает на портрете руки, то они служат для дополнительного раскрытия образа и придают картине динамику и легкость. Девушки - кружевница и златошвея - не позируют с иголками и нитками, а как будто бы реально вышивают. Гитарист перебирает струны. Каменотес задумчиво оперся на свой инструмент: он отдыхает, у него тяжелая работа. (Самсон Суханов известен тем, что изготовил два огромных гранитных шара, установленных на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Также принимал участие в строительстве Ростральных колонн, колоннады Казанского собора и многих других объектов - прим. автора). А самого себя художник изобразил с кистями и палитрой в руках.

Гранитный шар на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге, скульптор Самсон Суханов
Гранитный шар на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге, скульптор Самсон Суханов

А что же Пушкин? Просто сидит и демонстрирует всем правую руку с двумя перстнями и с длинным ногтем на большом пальце. (Вообще-то это признаки принадлежности к масонам. О предполагаемом масонстве Пушкина см. материал здесь).

В принужденной позе Пушкина нет ни динамики, ни выразительности, ни хоть какого-то атрибута, указывающего на то, что он - талантливый поэт.

Полагаю, эксперту Третьяковской галереи следовало бы сказать человеку, принесшему картину, что есть много оснований считать портрет поддельным, не имеющим никакого отношения ни к Тропинину, ни к Пушкину. Но эксперт посчитал портрет подлинным. И в настоящее время он является почитаемой реликвией музея на Мойке, 12.
Кроме подлинного портрета Пушкина кисти Тропинина в этом музее экспонируется подлинный диван, на котором Пушкин в 1837 году умер.

Экспонат из музея на Мойке, 12
Экспонат из музея на Мойке, 12
На этом диване смертельно раненный поэт провел последние часы своей жизни и скончался 29 января 1837 г. в 2 часа 45 минут пополудни.
В ходе исследования поверхности дивана, проведенного в 2010–2011 гг. сотрудниками музея под руководством заведующей музеем-квартирой Г. М. Седовой и группой экспертов Бюро судебно-медицинской экспертизы Ленинградской области под руководством Ю. А. Молина, обнаружены микроскопические следы крови, которая по половому и генетическому признакам, а также по времени происхождения подтвердила принадлежность дивана Пушкину (для сравнения были использованы следы крови на жилете поэта и локон его волос, сохраненный И. С. Тургеневым).

Это информация с сайта музея. Добавлю, что музей открылся в 1936 году. Получается, что его сотрудникам удалось через 100 (!) лет после смерти Пушкина в городе, пережившем революцию, отыскать тот самый диван, на котором поэт умер. А еще в музее есть три трости Пушкина, причем, каждая со своей историей, три его кошелька, флакон для духов жены поэта Н. Н. Пушкиной, поступивший в экспозицию в 1960 году, и еще много подобных вещей.

Слева - эскиз В. Тропинина к портрету Пушкина, справа - сам портрет. Из коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина, филиала Мойка, 12.
Слева - эскиз В. Тропинина к портрету Пушкина, справа - сам портрет. Из коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина, филиала Мойка, 12.

Эксперты также утверждают, что слева изображен эскиз Тропинина к портрету, который справа. Мои глаза говорят мне, что это не так. Посмотрите хотя бы, насколько сильно различаются на эскизе и портрете форма подбородка и толщина губ.Это не экспертное мнение, но все же...

Послушайте, а быть может, все же не следует безоговорочно доверять экспертам и искусствоведам? Среди них есть такие, которые нас с вами беззастенчиво и небескорыстно обманывают выдавая фальшивки за подлинники и рассказывая байки, не имеющие никакого отношения к реальной жизни. Правда, очень многим людям байки про Пушкина намного интереснее, чем его произведения. И потому в музее на Мойке всегда будут посетители...

Если поставите лайк, мне будет приятно узнать, что статья вас заинтересовала.