Портрет А. С. Пушкина кисти Василия Тропинина находится во Всероссийском музее А. С. Пушкина, филиале "Мойка, 12".
На официальном сайте этого музея можно прочесть следующее:
Портрет А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина был написан в мастерской художника зимой 1827 г. по заказу друга Пушкина, Сергея Александровича Соболевского.
<...>
Работу ждала судьба, полная приключений. Уезжая надолго за границу, Соболевский оставил портрет на сохранение друзьям. Однако, вернувшись в Россию, обнаружил в раме его копию, которую он, по его словам, «выбросил в окно». И портрет пропал надолго. Только в середине 1850-х годов он обнаружился в антикварной лавке и был приобретен директором Московского архива Министерства иностранных дел М. А.Оболенским. В 1909 г. был передан наследниками Оболенского в Государственную Третьяковскую галерею, откуда, после экспонирования на Всероссийской пушкинской выставке в Москве в 1937 г., попал во Всероссийский музей Пушкина.
Вам в этой истории ничего не кажется странным?
Давайте поиграем вот в какую игру. Представим себе, что в 1909 году некий человек принес нам в Третьяковскую галерею картину, утверждая, что это портрет Пушкина работы Тропинина, выполненный в 1827 году, а нашей задачей является установление подлинности этой картины.
Тогда первый вопрос, который целесообразно задать: а почему картину принесли в Третьяковскую галерею, где экспонируется большей частью современная живопись, а не в Румянцевский музей, в котором выставлены картины XVIII - начала XIX веков, в том числе полотна Василия Тропинина? В 1909 году дело обстояло именно так: часть художественной коллекции бывшего Румянцевского музея, состоящая в основном из картин русских художников - Рокотова, Боровиковского, Левицкого, Тропинина, Брюллова - вошла в состав Третьяковской галереи только в 1925 году.
Предположим, что нам дали какой-то ответ, который нас удовлетворил, например, "из личных симпатий". А на встречный вопрос "что так долго медлили, не несли сюда портрет?" нам ответили, что по семейным обстоятельствам.
Начинаем изучать саму картину. Здесь на репродукции не видно, но из описания картины с сайта музея на Мойке, 12 следует, что над правым плечом присутствует надпись "В:Тропинин\1827". Это настораживает. Обычно портретисты подписывают свои работы на внутренней стороне, чтобы автограф нельзя было ассоциировать с изображенным человеком. Ну, нелепо же будет выглядеть на портрете прекрасной дамы подпись "Пафнутий Сидоров" или "Oliver Johnson"...
Чтобы развеять или упрочить подозрения, надо сравнить портрет Пушкина с другими работами художника Василия Тропинина. Берем оцениваемую картину и отправляемся в Румянцевский музей.
Художник Василий Андреевич Тропинин, на мой взгляд, в искусстве портрета достиг практически совершенства. Только у него на картинах от персонажей как будто исходит свет доброты и красоты, каждый из них прочувствован и изображен художником мастерски и большой любовью. И только Пушкин в этом окружении выглядит очень статично с холодной безжизненной маской без тени улыбки вместо лица. Фирменный атрибут картин Тропинина - переход теплого света от персонажа на фон - на портрете Пушкина отсутствует.
На поясных или плечевых портретах (см. верхний ряд) Тропинин передает внутренний мир человека только через выражение лица и мимические особенности. Однако если художник изображает на портрете руки, то они служат для дополнительного раскрытия образа и придают картине динамику и легкость. Девушки - кружевница и златошвея - не позируют с иголками и нитками, а как будто бы реально вышивают. Гитарист перебирает струны. Каменотес задумчиво оперся на свой инструмент: он отдыхает, у него тяжелая работа. (Самсон Суханов известен тем, что изготовил два огромных гранитных шара, установленных на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Также принимал участие в строительстве Ростральных колонн, колоннады Казанского собора и многих других объектов - прим. автора). А самого себя художник изобразил с кистями и палитрой в руках.
А что же Пушкин? Просто сидит и демонстрирует всем правую руку с двумя перстнями и с длинным ногтем на большом пальце. (Вообще-то это признаки принадлежности к масонам. О предполагаемом масонстве Пушкина см. материал здесь).
В принужденной позе Пушкина нет ни динамики, ни выразительности, ни хоть какого-то атрибута, указывающего на то, что он - талантливый поэт.
Полагаю, эксперту Третьяковской галереи следовало бы сказать человеку, принесшему картину, что есть много оснований считать портрет поддельным, не имеющим никакого отношения ни к Тропинину, ни к Пушкину. Но эксперт посчитал портрет подлинным. И в настоящее время он является почитаемой реликвией музея на Мойке, 12.
Кроме подлинного портрета Пушкина кисти Тропинина в этом музее экспонируется подлинный диван, на котором Пушкин в 1837 году умер.
На этом диване смертельно раненный поэт провел последние часы своей жизни и скончался 29 января 1837 г. в 2 часа 45 минут пополудни.
В ходе исследования поверхности дивана, проведенного в 2010–2011 гг. сотрудниками музея под руководством заведующей музеем-квартирой Г. М. Седовой и группой экспертов Бюро судебно-медицинской экспертизы Ленинградской области под руководством Ю. А. Молина, обнаружены микроскопические следы крови, которая по половому и генетическому признакам, а также по времени происхождения подтвердила принадлежность дивана Пушкину (для сравнения были использованы следы крови на жилете поэта и локон его волос, сохраненный И. С. Тургеневым).
Это информация с сайта музея. Добавлю, что музей открылся в 1936 году. Получается, что его сотрудникам удалось через 100 (!) лет после смерти Пушкина в городе, пережившем революцию, отыскать тот самый диван, на котором поэт умер. А еще в музее есть три трости Пушкина, причем, каждая со своей историей, три его кошелька, флакон для духов жены поэта Н. Н. Пушкиной, поступивший в экспозицию в 1960 году, и еще много подобных вещей.
Эксперты также утверждают, что слева изображен эскиз Тропинина к портрету, который справа. Мои глаза говорят мне, что это не так. Посмотрите хотя бы, насколько сильно различаются на эскизе и портрете форма подбородка и толщина губ.Это не экспертное мнение, но все же...
Послушайте, а быть может, все же не следует безоговорочно доверять экспертам и искусствоведам? Среди них есть такие, которые нас с вами беззастенчиво и небескорыстно обманывают выдавая фальшивки за подлинники и рассказывая байки, не имеющие никакого отношения к реальной жизни. Правда, очень многим людям байки про Пушкина намного интереснее, чем его произведения. И потому в музее на Мойке всегда будут посетители...
Если поставите лайк, мне будет приятно узнать, что статья вас заинтересовала.