За время правления президента Зеленского, Украина ощутимо пустилась в рейтинге восприятия коррупции. По данным исследования международной антикоррупционной организации Transparency International за 2019 год Украина потеряла 6 позиций и переместилась на 126 место из 180 стран. На данный момент в рейтинге «Индекс восприятия коррупции» Украина имеет 30 баллов. Это на 2 бала ниже показателя 2019 года и приравнивается к показателям за 2017 год.
Стоит отметить, что минимальная оценка — 0 баллов означает тотальную коррумпированность государства, максимальная — 100 баллов означает практически полное отсутствует коррупции в обществе. Стоит отметить, что значение имеет именно количество баллов, в то время как место в рейтинге лишь номинально указывает расположение стран по уровню коррупции относительно друг друга.
Соседи в рейтинге — Киргизстан и Азербайджан. Несмотря на падение, Украина находится выше России, которая со 28 баллами занимает 137 место.
Стоит отметить, что по рейтингу TI, опубликованном в 2019 году Украина сделала значительный рывок в 10 позиций и заняла 120 место с 32 баллами.
Что же влияет на ситуацию в Украине?
Андрей Боровик, исполнительный директор Transparency International Ukraine утверждает, что за последние несколько лет власть проигнорировала большинство рекомендаций и свернуло ряд реформ борьбы с коррупцией.
Так, в начале 2019 года TIU предоставила список из 12 рекомендаций по улучшению показателей, а к концу года только 6 из них были выполнены полностью или частично, остальные 6 были проигнорированы полностью.
Нападениям на активистов, системе формирования органов судейского самоуправления и контролю по финансированию политический партий вовсе не уделили внимания, что в значительной мере повлияло на результат.
Что необходимо делать?
Рекомендациями TIU для Украины на данный момент являются следующими:
1. Формирование профессиональной и независимой судебную власти;
2. обеспечение независимости органов антикоррупционной сферы;
3. Лишение Службы безопасности Украины полномочий в сфере противодействия коррупционным и экономическим преступлениям;
4. Повышение эффективности систем предотвращения политической коррупции;
5. Реализация открытого процесса приватизации государственного имущества.