Случилась эта история в те времена, когда отношения России и Украины были ещё более-менее. Это был 2004 год. Я и моя двадцатилетняя дочь, побывав на семинаре сетевиков в Одессе, гуляли по городу. До отправления нашего поезда "Одесса - Москва" оставалось три часа.
Передохнули на скамейке, поднялись и пошли дальше...
Спустя минут десять вдруг как петух в темечки клюнул: "А где же сумка-то(дочкина) ?! Ужас ситуации оценили мгновенно. Нет, билеты были в моей сумке, но в Вериной сумочке был её паспорт! А мы уже знали кое-что о пересечении русско-украинской границы без паспорта - это было НЕВОЗМОЖНО!
Бегом рванули к скамейке - вспоминаю, как страшный сон - конечно, пусто, только та же бомжиха сидит, которая и была здесь десять минут назад. Cмотрит на нас с откровенной наглостью.
Всё было очевидно: до посиделок на скамейке сумка в руках была, после - нет! Бомжиха сумку видела, стало быть этим дело не ограничилось - сумка-то исчезла. Кроме паспорта, там ничего ценного больше не было...
Мы , можно сказать, в ногах валялись у этой старухи, выпрашивая паспорт; предлагали ей наши убогие остатки денег после поездки...
Когда ей надоели наши вопли и стоны, она так цыкнула на нас, что мы поняли - паспорт она кому-то успела передать, и придётся ставить на нём крест. Один из прохожих, очевидец этой сцены, грустно обронил: "Да разве же в Одессе вам вернут паспорт!"
За оставшееся время до отхода поезда мы сделали всё, что было в наших силах: сбегали в железнодорожное отделение милиции (оно было ближайшим). Там получили ответ, что утерянную сумку с паспортом никто не приносил.
Cледующее, что мы сделали - навели справки, что будет, если пассажир поезда остался без паспорта. Нам объяснили, что в таком случае ему придётся ждать в течение тридцати дней выяснения его личности по дипломатическим каналам. Опа! Это в наши планы никак не входило!
Денег с собой оставалось только в дороге с голоду не умереть; была поздняя осень - самый разгар моей торговли на вещевом рынке родного города... Просить в такой ситуации денежного вспомоществования от мужа было последним, что бы я сделала.
Решение было одно - вперёд во что бы то ни стало! А то тут за эти 30 суток можно и в рабство попасть! Программа-минимум - доехать до границы - до Конотопа!
То есть - главное - прорваться без паспорта в поезд, а там уж, если и высадят пограничники в Конотопе - пойдём через границу пешком, как партизаны, прося помощи у местных жителей... Ну, а что ещё делать, если так вляпались?!
Проводник оказался симпатичным интеллигентным москвичом. Однако лишнего брать на себя был не расположен - с какой стати он должен подставляться из-за нас, растерях, перед украинскими таможенниками?
Стандартное решение проводника выглядело так:"Вы проходите, а дочь пусть остаётся!" Это вариант нами не рассматривался.
После долгих и напряженных переговоров с проводником со слезами и воздеванием рук к небу всё же удалось его убедить, что моя дочь не террористка и не беглая уголовница, тем более что у меня-то паспорт был, да и билеты тоже были при нас...
Победила материальная заинтересованность. Я была убеждена, что именно этим поездом едут наши "соратники" по сетевой работе, а они без денег не ездили. Рассчитывала одолжить денег до дому на компенсацию морального ущерба проводнику.
Только я ещё не знала, что в этот день это был не единственный рейс Одесса - Москва...
Программа-минимум была выполнена, в поезд мы прорвались. Проводник сочинил для нас легенду по поводу того, как мы двое оказались в поезде с одним паспортом, и настал следующий этап выполнения операции по возвращению на Родину.
Я незамедлительно приступила к поискам своих знакомых. В панике
прочёсывала поезд из конца в конец, отказываясь верить в очевидное - в этом поезде наших партнёров нет! Это был какой-то немыслимый парадокс: я же видела их на вокзале с сумками в этот день!
Я до сих пор не могу забыть стыда за то, что я так обманула проводника! Я этого не хотела!
Поезд оказался не таким уж и длинным, я прошарила его несколько раз так добросовестно, что дай Бог всякому таможеннику... Заглядывала в каждое купе, на каждую полку.
В результате к вечеру меня знал уже весь поезд, и слухи о нашей проблеме с паспортом дошли до начальника поезда, что оказалось совсем не лишним в этом случае.
Продолжение следует.