Сейчас в первых классах обычных массовых школ, дети достаточно плохо умеют читать.
Часто к середине первого учебного года таких учеников - половина класса. Иногда на весь класс из 30 человек, к концу первого учебного года читают бегло и с интонацией всего 4-5 учеников.
Родители чаще всего винят учителей в том, что читать ребенка «не научили». И, кстати, не только родители. Иногда даже сами учителя ссылаются друг на друга, если ребенок перешел к ним из параллельного класса и плохо умеет читать.
Но, прежде чем обвинять учителей, нужно разобраться в природе обучения чтению.
Чтение по сути своей - навык. Навык приобретается формированием определенных соединений в головном мозге. С помощью многократного повторения определенных действий. Он там как бы «прописывается». Чтобы усвоить какой-то навык, мы должны буквально сформировать «дорожки» из определенных соединений нейронов.
В нашем головном мозге бесчисленное количество таких «дорожек». С самого раннего детства. Навык ходить. Навык есть ложкой. Навык водить машину. Чем лучше навык «прописан», тем лучше мы выполняем то или иное действие.
Когда «дорожка» в мозге от многократного повторения становится достаточно «протоптанной», навык становится автоматическим. То есть мы можем выполнять действие, не задумываясь, как мы это делаем.
Беглое чтение - тоже навык. Который требует формирования путем многократного повторения.
Вопрос в том, что в классе такой навык сформировать практически невозможно. На уроке чтения перед учителем сидит 30 учеников. Читают текст они обычно по цепочке, друг за другом. В итоге за урок каждый ребенок успевает прочитать всего 2-3 предложения.
И если это единственные три предложения в день, которые прочитает ребенок, о какой протоптанной дорожке может идти речь?
Здоровый, нормально развивающийся первоклассник должен читать вслух каждый день не менее получаса. Чем чаще и больше будет читать, тем быстрее начнет это делать бегло и с интонацией. Кому-то для этого достаточно нескольких недель. Кому-то чуть дольше. Но, в любом случае без ежедневной тренировки здесь не обойтись.
ВАЖНО: если, не смотря на ежедневное чтение, ребенку все так же трудно читать, лучше обратиться на консультацию к детскому нейропсихологу или логопеду для диагностики!