Найти тему
Исторические сражения

Удивительная жизнь короля-рыцаря из знаменитой песенки

Гимны всех держав имеют общие черны: они с рождения максимально торжественны, пафосны и немного глуповаты. Что понятно. Патриотизм, к которому эти произведения взывают, не относится к числу тонких рефлексий, требующих специальных знаний и сложных ассоциаций. Все довольно примитивно. 

Помимо официальных гимнов, параллельно им существовали и неофициальные. Как правило, такие факультативные дополнения могли баловаться юмористической окраской, но все равно отличались напыщенностью и отсутствием претензий на философские глубины. Вероятно, по этой причине самые старые традиционные гимны происходят из народного творчества. Которое, в целом, соответствует базовым гимновым требованиям.

В любимом многими фильме Э. Рязанова "Гусарская баллада", снятому по пьесе А. Гладкова "Давным-давно", звучит немного сокращенная версия довольно легкой песенки про доблестного рыцаря-короля Анри IV, который долго сопротивлялся смертушке, но все же не смог перехитрить ее. Вопрос: что этим хотел сказать автор?

(увы, материалы Мосфильма воспроизводятся только на youtube)

Начать стоит с того, что песню в пьесе исполняет французский пленный офицер по имени (точнее, фамилии) Лепелетье. И сама по себе фамилия эта не так уж и проста. Во французкой культуре весьма примечательная – так звали "первого мученика Великой французской революции". Луи Мишель Лепелетье, маркиз Сен-Фаржо, был виновен в казни короля Людовика. Именно его голос оказался решающим – Капет и Мария-Антуанетта вполне могли бы остаться в живых. В результате королевскую чету обезглавили, а за пару часов до этого погиб и Луи Мишель – его прирезал фанатичный монархист.

Второй момент. Песня эта является искажением (по тексту, размеру стиха и музыке) французского подлинника 1590 года, служившего неофициальным гимном Франции до 1790 – то есть до самой революции. Потом ее слова немного изменили, и в таком виде она популярна на родине по сей день. Ну а в эпоху Наполеона ее распевали повсеместно. Кстати, русские о том прекрасно знали – все же многие благородные лица на французском говорили даже лучше, чем на русском родном. Ну, а в оригинале название песни Marche Henri IV (Марш Анри IV) или Vive le roi Henri (Да здравствует Анри IV).

У Пушкина в "Метели" и у Толстого в "Войне и мире" ее напевают французские военные. У Россини песня включена в оперу, а Чайковский использовал ее в финале "Спящей красавицы". Так что же это за монарх, который любил сражения и дам, но оказался сражен кинжалом? И почему он был так любим народом, что те сложили про него довольно легкомысленную песенку, которую не ленились петь с XVI века по самый XXI включительно?

Восстановленный вариант 1590 года:

Анри (он же Генрих) IV Великий Наваррский (иногда фигурирует как Бурбон), собственно, эту самую династию (Бурбонов) и основал. Во время Религиозных войн выступал как предводитель гугенотов, но позднее, став французским королем, принял католицизм. Не из побуждений религиозного перерождения, а из политических мотивов (известен его афоризм по этому поводу, что "Париж стоит мессы"). Его право на трон подтвердил смертельно раненый Генрих III Валуа, но трон Франции (а в этот момент наш герой числился королем Наваррским, причем тоже Генрихом III) без боя не дался – борьба оказалась жесткой.

За возврат в лоно католичества папа римский даровал Генриху Великому прощение и снятие обвинения в еретичестве, а король прекратил Гугенотские войны, подписав эдикт о свободе вероисповедания на территории Франции. Протестантов приравняли в правах к католикам.

Вообще, Генрих родился в интересной семье. Будучи крещеным по католическому обряду, воспитывался как протестант. При этом всю юность отец тянул его в католичество, а мать – в протестантизм. То есть некий религиозный дуализм имелся в Генрихе по умолчанию как вшитая опция. И сам он ярчайшей пример такой религиозной рефлексии, что современные изнеженные хипстеры бы обзавидовались его внутренним метаниям и противоречиям.

Анри Четвертый в решающей битве при Иври, 1590 год. Художник: Charles de Steuben
Анри Четвертый в решающей битве при Иври, 1590 год. Художник: Charles de Steuben

Воевал на стороне гугенотов и уцелел в битве при Жанраке, когда католики нанесли противникам серьезное поражение. Он женился на ярой католичке и много времени проводил при французском дворе – еще до своего провозглашения королем. Пережил Варфоломеевскую ночь и умудрился попасть на осаду Ла-Рошели с армией католиков. Участвовал в "заговоре недовольных", целью которого было простое примирение папистов с гугенотами, и оказался в результате арестован. Правда, заключение он отбывал в весьма комфортных условиях, а ведь многие участники того заговора вообще оказались казнены.

Выполнял обязанности губернатора по поручению предшественника Валуа, что не помешало ему принять участие в очередной гугенотской войне. Но протестанты все равно отныне относились к нему с недоверием и упрекали в отсутствии религиозной стойкости. Зато удостоился дружбы Монтеня.

Порвал с фанатичной женой (по причине бездетности) и умудрился подружиться с Генрихом III, для чего принял католичество (о чем уже упоминалось). И вместе с ним осадил Париж, в котором на тот момент командовала Лига – довольно пренеприятная партия католиков, основанная убитым к тому времени де Гизом. 

Когда смертельно раненый фанатичным монахом последний из Валуа умер, стал первым королем династии Бурбонов. И тут уж Анри IV пришлось повоевать от души. Он сражался с Испанией и утихомиривал воинственных фанатиков внутри Франции. Собственно, все его действия подчинялись простой логике: примирению страны. Что в конечном счете удалось и начался экономический подъем.

Смерть короля в 1610 году. Художник: Charles-Gustave Housez
Смерть короля в 1610 году. Художник: Charles-Gustave Housez

Именно при Анри Великом Франция задумала пойти по имперскому пути (на тот момент вполне нормальная практика), так что современный французский язык в районе Южной Америки и в Канаде – эхо той поры. В принципе, Франция тогда впервые зажила мирной жизнью, так что вся последующая идеализация образа короля обязана именно этому факту.

Увы, не все добрые дела находят отзвук в сердцах фанатично настроенных людей и Анри IV убивает католик Равальяк. С тех пор начинается жизнь легенды. В комплекс которой входит и песня, сочиненная народом на музыку Эсташу Дю Корруа.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Интересно, что до конца XIX века эта песенка являлась обязательной для репертуара военных. Причем пели ее и простые солдаты, и весьма породистые маршалы. Ее распевали даже толпы революционеров (со слегка подкорректированным текстом), что, правда, не помешало им осквернить останки этого короля, свалив их с предварительно отделенной головой в общую могилу.

Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх"!
И не забывайте подписываться на канал