Настроен я был перед просмотром данного фильма в кинотеатре довольно скептично, основываясь на негативные и очень политизированные отзыв и рецензии в интернете от знатоков истории, журналистов, политиков и простых зрителей. И реклама, и продвижение этого фильма на Первом канале создателя и продюсера Эрнста была через чур уж агрессивное. Но фильм мне, к моему удивлению, очень понравился. Но надо учитывать, что без знания о декабристов и образования историка или филолога, смотреть буде тяжеловато, так как пропущены или вскользь освещены основные моменты. Но фильм получился динамичным, с бодрой музыкой, удачной адаптацией и стилизацией известных песен, таких как “Сансара”, “Прогулка по воде” или “Владивосток 2000”, и пролетел очень быстро, чего я никак не ждал, сравнивая со скучнейшими и нуднейшими с “Адмиралом” и “Викингом”, творениями этих же создателей.
Естественно, само название “Союз спасения” не совсем корректное, так называлось одно из первых тайных обществ, а после были “Союз благоденствия”, “Южное” и “Северное” общества и многие другие, программные документы Муравьев-Апостола и Пестеля. Но это случилось позже, когда надежд на перемены в государстве и в обществе от Александра Первого уже не ждали, энтузиазм после победы над Наполеоном сменился отчаянием застоя, неравенства всех перед законом и верховенством воли государя, чинопочитанием и ненужной муштрой, и жестокостью в армии. Молодые светлые и неравнодушные люди, будущие декабристы, которых замечательно сыграли наши молодые актеры Матвеев, Шагин, Прилучный, Янковский, Бичевин, хотели спасти общество и будущее поколение от застоя и жестокости, писали прошения и идеи государю и в другие органы, которые отвергались и просто не рассматривались. Никто не хотел разговаривать, даже с теми, кто желал искреннего добра.
Все надеялись на нового императора Константина и введения конституции, никто не хотел умирать на Сенатской площади, но и отступать от своей идеи уже не могли, честь и достоинство порядочных людей не позволяли, но упрямство и желание власти упертого цесаревича Николая сделало ту страницу истории кровавой и трагической. Многие метались, не знали на что решиться, даже сочувствуя и разделяя взгляды заговорщиков, но стабильность, достаток, чины или инструкции и военный порядок, им казались важнее, эту линейку в фильме нам показали Гуськов, Колтаков, Домогаров, Ткаченко, Лазарев, Ветров, Петренко.
И когда показывали сцену казни пятерых мучеников, особенно под музыку Басты “Сансара”, накладываясь на день сегодняшний, когда ничего в сущности не поменялось, на послезнание истории, отсрочивание реформ Николаем I, половинчатость реформ Александра II, отход от изменений Александром III и бесплодных и бездарных метаний Николая II, нежелание менять и глухота к чаяниям народа и умных людей, которое кончилось террористическими и подпольными организациями, революциями и гражданской войной.
Не знаю, что хотели показать авторы фильма, многие увидели посыл нынешней власти не протестовать и не идти против власти, а если ослушаешься, то царь проявить монаршую милость. Я увидел посыл стремления к свободе, диалогу с государством, думать обо всех, а не о государственных интересах. Хотя попытка декабристам не удалась, но пять имен все мы должны помнить, чтобы не жить стабильно, но плохо, Пестель, Муравьев-Апостол, Каховский, Бестужев-Рюмин, Рылеев. И как написал известный классик, “и на обломках самовластья напишут наши имена”.